Среди множества знаковых сооружений, которые олицетворяют модернизм в Москве, на современной архитектурной сцене появился новый комплекс элитных апартаментов CULT, который гармонично вписывается в историческую архитектурную структуру Якиманки. Архитекторы дополнили стиль современными элементами, сохранив типичные для модернизма геометрические формы и аттиковый этаж.
В этой статье мы расскажем про особенности советского модернизма и главные памятники стиля в столице.
Что такое модернизм?
Архитектурный модернизм - это движение, которое вдохновляло архитекторов по всему миру в середине XX века. Создание новой архитектурной формы было необходимо, поэтому стиль быстро распространился и стал интернациональным.
В Советском Союзе модернизм неофициально начал зарождаться в 1950-х годах, когда было принято постановление об "излишествах в проектировании и строительстве" - документ критиковал роскошь и декор в сталинской архитектуре.
В то время также началось активное развитие производства железобетонных изделий, что повлекло за собой типизацию в строительстве. Эпоха пришлась на время масштабного отставание в жилищном строительстве, существовал большой дефицит жилья и ухудшение условий жизни.В ответ на эти вызовы архитекторы пересмотрели свой подход к проектированию и начали создавать типовые здания, которые могли бы быстро устранить жилищный дефицит.
В конце 1950-х и начале 1960-х бурно развивалась наука и техника, что требовало новых типов зданий и инфраструктур. Время ставило перед архитекторами вызов создать решения, ориентированные на современные потребности и будущее. Эти эксперименты мы и рассмотрим подробнее.
Здание Совета экономической взаимопомощи
Знаменитое здание Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате - одно из современных архитектурных достопримечательностей Москвы. Это 33-этажное здание, возвышающееся на 105 метров, признано настоящим шедевром советского модернизма.
Совет экономической взаимопомощи был создан в 1949 году с участием правительств нескольких стран с целью укрепления экономических связей. Он способствовал развитию научно-технического сотрудничества, обмену ресурсами, продовольствием и оборудованием, а также установлению общих стандартов и норм. Штаб-квартира совета находилась в Москве, поэтому именно здесь было решено построить впечатляющий комплекс зданий, который стал ярким примером модернизма и визитной карточкой организации.
Архитектурный проект был разработан М. Посохиным, его строительство проходило с 1963 по 1970 год. В строительстве комплекса активно участвовали практически все страны-члены СЭВ.
Главный административный корпус обладает уникальной архитектурной формой. Два изогнутых крыла симметрично расходятся и сходятся в центральном стволе, создавая ощущение, будто это гигантская открытая книга. Благодаря такому архитектурному решению здание получило прозвище "дом-книжка".
Помимо своей впечатляющей формы, строительство комплекса СЭВ внесло свой вклад в развитие инновационных технических решений в архитектуре: впервые в строительстве такого масштаба были применены многослойные наружные панели. Опыт, приобретенный при создании этого здания, также способствовал широкому внедрению различных видов пенопласта в строительство жилых и производственных объектов.
Дворец съездов (Государственный Кремлёвский дворец)
В 1959 году, в период активных изменений и модернизации, Н. Хрущев предложил возвести Дворец съездов, в качестве архитектора выступил также М.Посохин. В соответствии с новой архитектурной парадигмой модернизма новое здание должно было вписываться в архитектурное наследие Кремля, выглядеть строго, но торжественно, благодаря белому мрамору, и иметь прямоугольную форму. На идею Н.Хрущева вдохновила поездка в Китай и местный впечатляющий Дворец Съездов.
Дворец был задуман как место для проведения заседаний, внутри его стен разместились величественный зал для собраний, банкетный зал, широкие лестницы, просторное фойе и множество технических помещений. Банкетный зал изначально не поместился в основном здании, поэтому в ходе строительства был добавлен еще один этаж, который закрыл вид на купола Кремля.
Во внутренней отделке также использовался мрамор, красный гранит, и узорчатый туф, а также различные породы дерева.Внутренней отделкой дворца занимался Александр Дейнека, создавший мозаичные эмблемы.
Исследователи архитектуры отмечают открытость, присущую планировке и интерьерам дворца. В гладких переходах между фойе и вестибюлями проявляется концепция "плавного формирования пространства", что является продолжением и развитием архитектурных экспериментов советского авангарда 20-х годов.
МХАТ на Тверском бульваре
В 1972–1973 годах было завершено строительство нового здания Московского Художественного академического театра, теперь известного как МХАТ им. Горького. Это сооружение стало знаковым образцом советского модернизма и важной частью архитектурного наследия Москвы XX века.
Особенностью этого театрального здания является облицованный коричнево-красноватым туфом фасад, который был разделен на длинные горизонтальные полосы. Такое решение создает впечатление, будто это каменный театральный занавес, который плавно опускается. Сплошная белая череда балконов и металлические кронштейны, поддерживающие фонари и барельефы, украшающие здание, придают фасаду особое величие и динамичность. Хоть некоторые детали экстерьера и были позаимствовали у театра им. Чехова, общая стилистика фасада скорее напоминает скандинавский модернизм.
Внутренний интерьер театра также отличается выразительностью и сдержанностью. Основные материалы - темное дерево и камень, что, по задумке архитекторов, олицетворяет напряженность и художественную глубину. Цветовая гамма интерьеров - оттенки коричневого и оливково-зеленого.
Интересным архитектурным приемом является использование разных источников освещения в переходных зонах. Люстры в виде сталагмитов и светящиеся поручни на лестницах используются для акцентирования смены пространства между различными частями театра.