Все говорят о проблемах с персоналом. В основном это касается рабочих специальностей. Какие существуют проблемы:
- Нет специалистов.
- Люди не хотят работать физически.
- Работники не держатся за работу.
- И т.д.
1. Нужно понять, что это политика государства. Точнее, отсутствие всякой политики в воспитании детей вообще и в частности в отношении к труду. В ближайшие годы ничего не изменится. Поэтому вы должны быть готовы к тому, что все будет только ухудшаться. Нужно брать ответственность за воспитание и обучение своих работников на себя. Другого выхода нет.
Хорошая новость – вам не нужно перевоспитывать все население РФ. Вам «всего лишь» нужно найти и отобрать несколько наиболее трудолюбивых людей в своем населенном пункте, перевоспитать их, обучить и «привязать» к своей компании. А такие люди еще встречаются до сих пор. Главное, верить (не утверждать, что это невозможно), искать, не опускать руки от первых неудач и добиваться результата.
Я как-то искал главного бухгалтера для производственного предприятия 8 месяцев. Правда, активный поиск периодически переходил в пассивный, но я нашел.
2. Не делайте упор на деньгах. Материальная мотивация очень важна, особенно в наше время главенства денег, но она имеет ряд существенных ограничений, а в той ситуации, которую я описал, даже пагубна. Если люди не хотят работать, но хотят много получать, то удержать их деньгами – это худшая стратегия. Вы будете тратить больше, а работать они будут все меньше. В конце концов уйдут к конкурентам – их перекупят также, как и вы их в свое время перекупили.
Материальная мотивация является базовой – необходимой, но недостаточной. Без нее нельзя, но она не решает основных задач: не мотивирует на лучшую работу, не удерживает на предприятии, не улучшает психологический климат в коллективе и т.д.
3. Чтобы люди не увольнялись с предприятия, необходимо вызвать у них интерес к времяпрепровождению на работе. Им должно быть, элементарно, интересно находится на работе.
Изменить их отношение к труду кардинально, вряд ли удастся, во всяком случае быстро. Но, как ни странно, есть люди, которым нравится их работа, даже физическая, даже, порой сложная и тяжелая. Не все работают только из-за денег. Для остальных нужно «придумать» социальную значимость их труда: они не просто что-то строгают, мешают, варят, точат – они приносят пользу людям, обществу. Результатами их труда пользуются (любуются, восхищаются, а также ценят, благодарят и пр.) тысячи людей во многих регионах нашей страны и заграницей. Они делают важное дело. И т.д. Если среди ваших заказчиков есть известные крупные компании, то тема «прикосновения» к известным брендам тоже работает.
4. Вызвать интерес работников к предприятию можно также через вовлечение их в управление компанией. Это игра. Игра в демократию. Вариантов такой игры может быть много, поэтому я не буду здесь давать какие-то конкретные рекомендации – проявите творчество, придумайте, какая игра больше подходит для вашей компании.
Главные правила любой игры:
- Заранее известные правила (с равными для всех возможностями?).
- Элементы состязательности.
- Награда победителю (не обязательно материальная).
Игры могут быть разные, не только, как привлечение к управлению. Целью игр может быть поиск решений текущих проблем, или выявление каких-то недостатков, или правильная организация рабочего места и т.д. Игра может быть очень полезна не только в качестве повышение лояльности работников к компании, но и как быстрый поиск решений накопившихся проблем или задач развития предприятия, например. Некоторые сложные вопросы можно решать через рабочие группы с вовлечением в них работников и сотрудников разного уровня, тем самым повышая их социальный статус.
5. Усильте трудовую дисциплину. Для кого-то это заявление может выглядеть абсурдно: всем же известно, что люди любят свободу. Какая дисциплина? Последние разбегутся. Свобода, как ее часто трактуют, – это хаос, а значит неопределенность. Только единицы любят «ловить рыбку в мутной воде». Большинство этого делать не умеет (в «мутной воде» они сами, скорее, превращаются в «рыбок», которых «разводят») и поэтому не любит ни «мутную воду», ни «рыбаков». Людям нужен порядок, тогда они «уверены в завтрашнем дне». Ужесточение дисциплины – это шаг к порядку, к предсказуемости, к уверенности, что завтра, также как и сегодня, работники получат все, что им причитается.
Усиление дисциплины обязательно должно сопровождаться разъяснениями, зачем это нужно и какую пользу это несет прежде всего работникам. Здесь тоже есть много аргументов, которые может привести руководитель, поэтому не буду здесь их приводить.
6. Регулярно проводите разные мероприятия по сближению людей в коллективе. Эти мероприятия могут проходить в компании, а могут быть организованы и вне стен предприятия в свободное от работы время. Вариантов много, включите фантазию. Здесь важно не переусердствовать с частотой, обязаловкой, формализмом и пр.
7. Создайте притягательный образ работодателя. Это делается не быстро. Но все, что я только что перечислил и многое из того, что я не упомянул, именно такой образ и создает. Необходимо, чтобы ваши работники сами рассказывали своим знакомым, как у вас хорошо на предприятии.
Мне как-то в комментарии писали, что даже если в компании созданы хорошие условия, то это все равно не привлекает потенциальных работников, т.к. они пока сами не увидят – не узнают. Это так, но есть разные механизмы рассказать о своем предприятии для широкого круга лиц. Да «сарафанное радио» никто не отменял. Особенно это хорошо работает в небольших населенных пунктах, где особенно остро ощущается дефицит рабочей силы.
Это только некоторые шаги по решению кадровых вопросов на предприятии. Можно вспомнить такие мероприятия, как создание комфортных условий на рабочих местах, возможность обучения, повышения квалификации, продвижения по служебной лестнице, получение желаемого социального статуса в коллективе, причастности к чему-то важному, значимому, организация соревнований и т.к.
Главное, не ждать милости и не сетовать на действительность, а действовать, искать и находить приемлемые решения проблемы. Решений всегда несколько. Нужно пробовать все.