Это один из моих любимых фильмов! Несмотря на множество противоречий, на мой взгляд, это талантливейшая киноработа.
Самый главный факт о нем, конечно, что фильм получил Оскар, как лучший иностранный фильм, а также стал лучшим фильмом журнала «Советский экран», что было главной кинонаградой в СССР.
Кстати получить Оскар невыездные создатели картины не смогли (помним что это период СССР). Получить награду поехал атташе по культуре Советского союза. А режиссер Владимир Меньшов узнал о том что получил Оскар из программы “Время”. Причем, это было 1-го апреля - и режиссер решил, что это шутка. Саму статуэтку он получил только в 1989 году.
При этом, критики жестко раскритиковали картину назвав её “дешевой мелодрамой”. Да что там критики, сам Владимир Меньшов очень сомневался, стоит ли снимать кино по этому сценарию. А когда посоветовался со своей супругой Верой Алентовой, впоследствии сыгравшей в нём главную женскую роль - она также не рекомендовала ему снимать эту “муру”.
Меньшов лично дорабатывал первоначальный сценарий и сильно его изменил: в частности, внёс в него один из важнейших смыслов картины, что после 40 - жизнь только начинается. Для советского человека тех лет эта мысль была весьма необычна и нова)
Изначально фильм по хронометражу длился на час больше того, что мы в итоге увидели на экране. В итоге удалили множество сцен, в частности - сократили линию отношений Людмилы (Ирина Муравьева) и хоккеиста Гурина, а также отношений Катерины с ее бойфрендом, которого в фильме сыграл Табаков.
А ещё мучительным был выбор актеров на главные роли. От роли Катерины отказалось множество актрис, а ещё больше из них - не утвердили. Рассматривались кандидатуры Маргариты Тереховой, Анастасии Вертинской, Жанны Болотовой и других.
В итоге, отчаявшись, режиссер попросил сделать пробы свою жену, которая тоже не горела желанием играть эту роль, но как ни странно - на 100% попала в образ.
Забавный факт, что президент Рейган, готовясь к встрече с Горбачевым посмотрел картину около 8 раз: это был самый известный на тот момент отечественный фильм на западе и президент США полагал, что его просмотр поможет ему лучше понять советского человека.
Однако, отмечу, что с точки зрения современного зрителя в картине есть очень заметная двойственность смыслов, которая мне совершенно непонятна)
Первая часть фильма - ну очень прогрессивна и имеет очень правильную и поддерживающую женщин подачу в части феминизма: провинциалка, приехавшая в Москву - без всякой поддержки, без родителей, оставшись в крайне сложной жизненной ситуации, провалив много раз поступление в ВУЗ, без нормального жилья, оставшись одна с младенцем на руках, преодолев все сложности и тяготы жизни - добивается своим трудом просто максимума из возможного в совершенно неженской профессии. И становится директором завода.
Круто? - Круто!
И тут начинается вторая часть и случается какой-то кавардак: все тезисы, которые мы уже получили на экране при просмотре первой части - начинают переворачиваться и обесцениваться.
И красной линией фильма становится мысль о том, что главное - это наличие “штанов” в доме, что женщина должна не отсвечивать и даже скрывать от потенциального мужичка более высокое социальное положение и лишь следовать всем его жизненным ориентирам.
Гоша (Баталов), слесарь с запоями, который встречается нашей героине в электричке - ведет себя во многих сценах, как токсичный абьюзер: оценивая квартиру словами “сойдет”, говоря дочери Катерины фразы вроде:
“А что, нужно женщину благодарить за то, что она умеет готовить или стирать?”
Прикинь, да, за приготовленную еду можно сказать спасибо!)
Или говорит фразы вроде:
“Я буду ВСЕГДА ВСЁ решать сам на том простом основании, что я мужчина”
Что это вообще такое?))
И допуская другие сексистские высказывания.
Узнав о том, что Катерина - директор завода и врала ему в этом вопросе, занижая уровень своей должности (из-за его же ультимативной позиции в этом вопросе), он снова ведет себя крайне “по-взрослому”:
- а) пропадает ничего не сказав женщине, с которой живет;
- б) уходит в запой.
Плюсом тут - совершенно неадекватная реакция Катерины в духе, и правда, какой-то разнузданной мелодрамы.
Круто? - Вообще нет)
И именно вот это обесценивание меня всегда расстраивает, несмотря на то, что фильм, безусловно - достойный. И ко второй его части моё отношение спорное, хотя она снята также здорово и интересно.
После выхода на экраны СССР «Москва слезам не верит» произвела фурор. В Союзе этот фильм посмотрели не менее 85 миллионов зрителей. И до сих пор он остается у многих одним из любимых.
Что думаете?) Любите ли этот фильм?
Подписывайся на канал! Здесь все самое интересное из мира сериалов и тебе всегда будет что посмотреть! И не забудь лайк, пожалуйста - это простое спасибо автору)