Найти в Дзене
Сериальный клуб

Абьюз и токсичность в фильме “Москва слезам не верит”: какие неприглядные подводные камни хранит сюжет нашего фильма, получившего Оскар

Это один из моих любимых фильмов! Несмотря на множество противоречий, на мой взгляд, это талантливейшая киноработа.

кадр из фильма
кадр из фильма

Самый главный факт о нем, конечно, что фильм получил Оскар, как лучший иностранный фильм, а также стал лучшим фильмом журнала «Советский экран», что было главной кинонаградой в СССР.

Кстати получить Оскар невыездные создатели картины не смогли (помним что это период СССР). Получить награду поехал атташе по культуре Советского союза. А режиссер Владимир Меньшов узнал о том что получил Оскар из программы “Время”. Причем, это было 1-го апреля - и режиссер решил, что это шутка. Саму статуэтку он получил только в 1989 году.

Тот самый Оскар
Тот самый Оскар

При этом, критики жестко раскритиковали картину назвав её “дешевой мелодрамой”. Да что там критики, сам Владимир Меньшов очень сомневался, стоит ли снимать кино по этому сценарию. А когда посоветовался со своей супругой Верой Алентовой, впоследствии сыгравшей в нём главную женскую роль - она также не рекомендовала ему снимать эту “муру”.

Меньшов лично дорабатывал первоначальный сценарий и сильно его изменил: в частности, внёс в него один из важнейших смыслов картины, что после 40 - жизнь только начинается. Для советского человека тех лет эта мысль была весьма необычна и нова)

Меньшов на съемках фильма
Меньшов на съемках фильма

Изначально фильм по хронометражу длился на час больше того, что мы в итоге увидели на экране. В итоге удалили множество сцен, в частности - сократили линию отношений Людмилы (Ирина Муравьева) и хоккеиста Гурина, а также отношений Катерины с ее бойфрендом, которого в фильме сыграл Табаков.

А ещё мучительным был выбор актеров на главные роли. От роли Катерины отказалось множество актрис, а ещё больше из них - не утвердили. Рассматривались кандидатуры Маргариты Тереховой, Анастасии Вертинской, Жанны Болотовой и других.

В итоге, отчаявшись, режиссер попросил сделать пробы свою жену, которая тоже не горела желанием играть эту роль, но как ни странно - на 100% попала в образ.

кадр из фильма
кадр из фильма

Забавный факт, что президент Рейган, готовясь к встрече с Горбачевым посмотрел картину около 8 раз: это был самый известный на тот момент отечественный фильм на западе и президент США полагал, что его просмотр поможет ему лучше понять советского человека.

Однако, отмечу, что с точки зрения современного зрителя в картине есть очень заметная двойственность смыслов, которая мне совершенно непонятна)

Первая часть фильма - ну очень прогрессивна и имеет очень правильную и поддерживающую женщин подачу в части феминизма: провинциалка, приехавшая в Москву - без всякой поддержки, без родителей, оставшись в крайне сложной жизненной ситуации, провалив много раз поступление в ВУЗ, без нормального жилья, оставшись одна с младенцем на руках, преодолев все сложности и тяготы жизни - добивается своим трудом просто максимума из возможного в совершенно неженской профессии. И становится директором завода.

Круто? - Круто!

кадр из фильма
кадр из фильма

И тут начинается вторая часть и случается какой-то кавардак: все тезисы, которые мы уже получили на экране при просмотре первой части - начинают переворачиваться и обесцениваться.

И красной линией фильма становится мысль о том, что главное - это наличие “штанов” в доме, что женщина должна не отсвечивать и даже скрывать от потенциального мужичка более высокое социальное положение и лишь следовать всем его жизненным ориентирам.

кадр из фильма
кадр из фильма

Гоша (Баталов), слесарь с запоями, который встречается нашей героине в электричке - ведет себя во многих сценах, как токсичный абьюзер: оценивая квартиру словами “сойдет”, говоря дочери Катерины фразы вроде:

“А что, нужно женщину благодарить за то, что она умеет готовить или стирать?”

Прикинь, да, за приготовленную еду можно сказать спасибо!)

Или говорит фразы вроде:

“Я буду ВСЕГДА ВСЁ решать сам на том простом основании, что я мужчина”

Что это вообще такое?))

И допуская другие сексистские высказывания.

Узнав о том, что Катерина - директор завода и врала ему в этом вопросе, занижая уровень своей должности (из-за его же ультимативной позиции в этом вопросе), он снова ведет себя крайне “по-взрослому”:

  • а) пропадает ничего не сказав женщине, с которой живет;
  • б) уходит в запой.
кадр из фильма
кадр из фильма

Плюсом тут - совершенно неадекватная реакция Катерины в духе, и правда, какой-то разнузданной мелодрамы.

Круто? - Вообще нет)

И именно вот это обесценивание меня всегда расстраивает, несмотря на то, что фильм, безусловно - достойный. И ко второй его части моё отношение спорное, хотя она снята также здорово и интересно.

После выхода на экраны СССР «Москва слезам не верит» произвела фурор. В Союзе этот фильм посмотрели не менее 85 миллионов зрителей. И до сих пор он остается у многих одним из любимых.

Что думаете?) Любите ли этот фильм?

Подписывайся на канал! Здесь все самое интересное из мира сериалов и тебе всегда будет что посмотреть! И не забудь лайк, пожалуйста - это простое спасибо автору)