Строчки поэта и барда Юлия Кима я выбрал в качестве заголовка материала о его частом соавторе, композиторе Геннадии Игоревиче Гладкове, написавшем музыку к этой песне под названием «Прощальная». В эти дни страна простилась с маэстро. 88-летний композитор ушел из жизни 16 октября в родной Москве. «Классик при жизни», «маэстро нашего детства», - писали слушатели о Гладкове со словами благодарности. Его мелодии сопровождали жизнь нескольких поколений. Они звучат в фильмах и мультфильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа. Перечислять творения Геннадия Гладкова можно долго, а выбрать лучшие песни невозможно, ведь у него, что ни песня – то хит.
«Я не знаю, как надо сделать, чтоб было удачно. Я, единственное, знаю, что надо сделать хорошо»,
- говорил композитор о секрете успеха своих произведений.
В советской и российской мультипликации и песенной культуре оставили след два композитора с фамилией Гладков, и имена обоих начинаются на одну и ту же букву, что способно создать некоторую путаницу. Однофамилец, коллега и младший современник Геннадия Игоревича – Григорий Гладков – совсем другой музыкант. Некоторое время назад я выпускал публикацию об обоих Гладковых, чтобы разграничить их, и в последние дни эта публикация по понятным причинам получила широкое внимание. Там рассматривались песни из мультфильмов – обширная часть наследия обоих композиторов-однофамильцев. В сегодняшнем памятном материале о Геннадии Гладкове я решил вспомнить его песни из фильмов.
Однако оставить в стороне мультипликацию, вспоминая Геннадия Игоревича – «нелепо, смешно, безрассудно, безумно». Стоит произнести его имя и в памяти сразу зазвучит песня «Ничего на свете лучше нету», исполненная разными голосами Олегом Анофриевым, с колоритным «е-е» от Анатолия Горохова.
«Бременские музыканты» - его визитная карточка, каждая из песен, созданных в соавторстве с вдохновителем мультфильма Юрием Энтиным – алмаз советской песенной культуры: «Бяки буки» разбойников, «Ох, рано встает охрана». В мультфильме «По следам бременских музыкантов» «Такую-сякую» от имени короля спел сам композитор, «Лучом солнца золотого» мультфильм украсил голос легендарного Муслима Магомаева.
Песня «Звезды континентов» или "Весь мир у нас в руках" , благодаря энтинской строчке, удачно совпавшей с названием адаптированного музыкального шоу, в наши дни используется в русской версии проекта "All together now", по нашему - «Ну-ка, все вместе». Только песнями к этим двум мультфильмам можно занять всю подборку хитов композитора.
«Песенка львенка и Черепахи» («Я на солнышке лежу»), песни к мультфильмам «Голубой щенок», «38 попугаев», единственная оригинальная композиция, прозвучавшая в «Ну, погоди» - новогодний хит «Расскажи, Снегурочка» - все эти и другие знакомые с детства мелодии подарил нам Геннадий Гладков.
Путь потомственного музыканта
Дедушка – аккомпаниатор Лидии Руслановой, отец – джазовый музыкант, игравший у Александра Цфасмана – с такой родословной у мальчика Гены, родившегося в Москве 18 февраля 1935 года, вопрос выбора профессии не стоял. С рождения его окружала музыка, он занимался ей с ранних лет. «Я вырос под звуки джаза» - вспоминал Геннадий Игоревич.
Однако судьба распорядилась так, что после школы Геннадий выбрал не творческую специальность, поступив в химический техникум. Пошел работать в НИИ, затем некоторое время возглавлял заводской цех, но главная страсть оставалась с ним, проявляясь в активном участии в творческой самодеятельности, сочинительстве песен.
Музыка всё же берет своё, и Геннадий Игоревич становится студентом консерватории им. Чайковского, при которой ранее обучался в музыкальной школе. Уже в годы учебы проявил себя как театральный композитор, сочинив музыку к спектаклю «Друг детства» театра «Современник». Её указывают как первую большую и заметную работу Гладкова. Премьера спектакля по пьесе Михаила Львовского состоялась в 1961 году. В мультипликацию в качестве композитора Гладков попал благодаря своему хорошему другу , Шерлоку Холмсу советского кино, актеру Василию Ливанову. Он приглашает Гладкова сочинить музыку к его дебютной режиссерской работе, мультфильму «Самый, самый, самый» 1966 года. На почве мультипликации Гладкова и Ливанова объединяют «Малыш и Карслон» и «Бременские музыканты».
Преисполненный хитами мультфильм 1969 года принес композитору широкую известность. 70-е – 80-е прошли под мелодии Геннадия Игоревича, доносившиеся с кино и телеэкранов. В общей сложности, он, как сегодня принято говорить, написал саундтреки почти к полусотне фильмов и четырем десяткам мультфильмов.
Так сложилось, что в этом году друг за другом страна вспоминает двух выдающихся деятелей советской культуры, чьи творческие пути тесно переплетались. Недавно исполнилось 90 лет со дня рождения театрального и кинорежиссера Марка Анатольевича Захарова, в чьих фильмах и спектаклях музыка всегда играла важную роль. С композитором Гладковым он регулярно сотрудничал, создав нестареющие шедевры. Музыкальные номера в их совместных фильмах остались яркими образами в памяти поколений зрителей.
«Он сочинил музыку, которая, как хорошая вино, с годами становится всё интереснее и интереснее»,
- так Марк Захаров охарактеризовал наследия Гладкова. Большая часть отобранных мной для этого материала песен – из фильмов Марка Захарова, но начнем разговор с картин других режиссеров.
«Проснись и пой»
(х.ф. "Джентельмены удачи", реж. А. Серый) Ст. В. Луговой. Исп. Л. Мондрус и др.
Песни о песнях и их жизненной силе – целый пласт музыкального наследия советского периода, есть такая и Геннадия Гладкова:
«Проснись и пой, проснись и пой, попробуй в жизни хоть раз не выпускать улыбку из открытых глаз, пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой»,
- слова композиции, прозванной «гимном оптимиста» написал Владимир Луговой. Поэт-песенник известен как автор текстов на зарубежные мелодии для ВИА «Веселые ребята»: «В последней раз», «Не было печали» и так далее. «Проснись и пой», пожалуй, самая известная оригинальная советская песня на его стихи.
Самой узнаваемой в историческом масштабе эту композицию можно считать в наследии её исполнительницы – певицы Ларисы Мондрус, которая исполнила её за кадром художественного фильма «Джентльмены удачи» 1971 года.
Певица эмигрировала из СССР, и в идеологических реалиях того времени упоминания о ней «подтирались». Многие песни, спетые Ларисой Израилевной, ныне относятся к разряду подзабытых. «Проснись и пой» - та песня, которая прочно ассоциируется с ней и вспоминается первым делом.
«Джентльменов удачи» снимал режиссер Александр Серый, который и пригласил композитора Геннадия Гладкова. В фильме прозвучали специально написанные инструментальные темы, а вот песни, которые Гладков сочинил для «Джентльменов», в картину не вошли. «Проснись и пой» изначально не предназначалась для этого фильма и создавалась она не для кино, а для театральной сцены, а в её истории не обошлось без Марка Захарова.
На рубеже 60-70-х годов Марк Анатольевич режиссировал ещё не в «Ленком», с которым ассоциируется, а в Московском театре сатиры. За год до выхода фильма «Джентльмены удачи» Захаров на пару с Александром Ширвиндтом поставил спектакль «Проснись и пой», основанный на пьесе Милоша Дьярфаша «Лазейка». Постановка пользовалась огромным успехом. В качестве композитора над спектаклем работал Гладков. Одноименная песня на стихи Владимира Лугового прозвучала со сцены в исполнении Нины Корниенко.
Фильм «Джентльмены удачи», в котором затрагивается «тюремная» тема, снимался режиссером, в чьей биографии был факт пребывания в «местах не столь отделенных», что, естественно, создавало карьерные преграды для Александра Серого, его не допускали к съемкам картин в качестве режиссера, потом разрешили снимать в соавторстве.
«Джентльмены» считаются первым единолично снятым им фильмом, и то не совсем. Курировал работу его наставник и автор сценария картины – Георгий Данелия. Именно он и забраковал написанные Гладковым по просьбе Серого песни, а взамен предложил произведение того же автора из спектакля «Проснись и пой».
Эту песню воспринимают как один из советских «новогодних хитов», видимо потому, что в «Джентльменах», где она использована, дело происходит накануне Нового года. По содержанию и происхождению песня к зимнему празднику никакого отношения не имеет, я бы даже сказал, что по настроению она скорее летняя, солнечная.
Спектакль Захарова и Ширвиндта широкая аудитория увидела в 1974 году, когда показали телеверсию, после чего песня обрела ещё большую популярность.
«Точка, точка, запятая»
х.ф. «Точка, точка, запятая» (реж. А. Митта) Ст. Ю. Ким. Исп. О. Анофриев
Геннадий Гладков, как и Владимир Шаинский, оставив разноплановое песенное наследие, зарекомендовал себя мастером детских песен. В последние дни 1972 года по советскому телевидению показали фильм «Точка, точка, запятая», музыкальная комедия предназначалась юным зрителям, в центре сюжета – восьмиклассники. Снял картину режиссер Александр Митта. За музыкальную составляющую взялся признанный мастер Геннадий Гладков. Всего для фильма тандемом Гладкова и Юлия Кима было написано десяток песен. Из них хочется выделить заглавную. Строки Юлия Черсановича укоренились в народной памяти, став присказкой и считалочкой, под которую последующие лет 40, если не больше, детей учили рисовать в детских садах:
«Точка точка запятая,
вышла рожица смешная,
палка-палка огуречик,
появился человечек».
В фильме «Точка, точка запятая» песня звучит голосом Олега Анофриева.
«Серенада Рикардо» («Венец творения, дивная Диана»)
х.ф.« Собака на сене» (реж. Я. Фрид). Ст. М. Донской, исп. Н. Караченцов
В XVI веке великий испанский драматург Лопе де Вега написал пьесу «Собака на сене». В советском кинематографе это произведение в классическом переводе Михаила Лозинского воплотил на экране режиссер Ян Фрид. Не будет преувеличением сказать, что во многом благодаря этому фильму творение эпохи «золотого века испанской драматургии» стало любимым и популярным у нас, а образы созданных испанцем персонажей неразрывно ассоциируются с исполнителями ролей. Актерский состав подобран на славу: Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Маргарита Терехова, Николай Караченцов, и все они поют под музыку Геннадия Гладкова. Например, Армен Борисович, от лица своего героя, слуги Тристана, изрядно повеселил советами по обращению с женским полом.
Мне из всех песен фильма более всего в память врезались строки «Венец творения, дивная Диана», обращенные к главной героине её поклонником маркизом Рикардо, стихами Михаила Донского он иронично и поэтично характеризует возлюбленную как «существо, в котором нет ни одного изъяна». Композиция официально так и называется «Серенада Рикардо». Эта роль досталась Николаю Караченцову, который сам же и исполнил песню.
По изначальному плану режиссера играть Рикардо должен был не Караченцов, а другая звезда этой картины – Боярский. А на роль Теодорро рассматривались два Олега – Янковский и Даль, однако всё переигралось, и в главной роли предстал Михаил Сергеевич, да ещё и спел «за себя и за того парня». Голосом Боярского поют его герой Теодорро и граф Федерико (роль играет Игорь Дмитриев)
За главную героиню Диану тоже пела не актриса Маргарита Терехова, вокал записала Елена Дриацкая.
«Песня Остапа» («Белеет мой парус»)
х.ф. «12 стульев» (реж. М. Захаров). Ст. Ю. Ким, исп. А. Миронов
Роман Ильфа и Петрова «12 стульев» в СССР экранизировали дважды с небольшим временным промежутком. В 1971 у Леонида Гайдая Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили, колоритную песню про «пампасы и бизонов» написал тандем Зацепина и Дербенева. А в 1976 вышла версия Марка Захарова.
Оба фильма стали классикой, запомнились яркими образами, любители советского кино до хрипоты спорят, чья версия лучше. Захаров позиционировал свой фильм, как «музыкально-романтическую фантазию» на тему. Козырями в рукаве Марка Анатольевича оказались исполнитель главной роли Андрей Миронов, с которым образ «великого махинатора» неразрывно ассоциируется, и авторский тандем Геннадия Гладкова и Юлия Кима, сочинивший для фильма колоритные песни, в том числе «визитную карточку» Бендера-Миронова:
«Нет, я не плачу и не рыдаю, на все вопросы я открыто отвечаю, что наша жизнь игра, и кто тому виной, что я увлекся этою игрой».
Гладков клал на музыку уже готовые стихи. Конкретно это стихотворение Юлий Ким писал не под образ Бендера и не для фильма. Оно родилось само по себе. В ходе работы над картиной поэт решил предложить уже имевшийся текст для песни. Бард счел, что стихи хорошо лягут на мелодию в стиле танго.
Мотив танго по первоначальной задумке должен был стать основным в музыкальном оформлении картины. Планировалось, что в кино прозвучит целых 4 танго, а магистральной, заглавной композицией виделась песня «с бразильским колоритом» о Рио-де-Жанейро, куда так стремился герой романа. Однако, в итоге «танго» в картинке осталось только два – «Танго Рио» и «Танго любви», а на предложенные Кимом стихи была написана песня в ритме фокстрота, и именно эта композиция оказалась «музыкальным флагманом» фильма.
«Неаполитанская песня» («Уно моменто»)
х.ф. «Формула любви». Исп. А. Абдулов и С. Фарада
Авторству Геннадия Гладкова принадлежит знаменитая «песенная тарабарщина». В картине Марка Захарова «Формула любви» 1984 года колоритный дуэт актеров Александра Абдулова и Семена Фарады распевают на псевдоитальянском языке:
«Уно, уно, уно уно моменто, уно уно уно, сантименто».
В фильме – вольной интерпретации романа А. Толстого «Граф Калиостро» этого яркого эпизода вообще быть не должно. Первоначальный сценарий не предусматривал песню слуг. Композитору Гладкову Захаров поставил задачу сочинить инструментальную тему и романс Алексея. Идея добавить композицию в исполнении Жакоба и Маргадона, которых играли Абдулов и Фарада, появилась уже в процессе съемок, причем инициатива исходила от самих артистов.
Было решено сделать композицию «в стиле итальянской народной песни». Захаров вспоминал, что композитор на его просьбу ответил: «Я не знаю, что тебе нужно». Сев за рояль, Геннадий Игоревич стал импровизировать на заданную тему, и как бы шутя, даже издеваясь, запел противным голосом непонятные слова, парадируя итальянский язык. Это оказалось то, что было нужно. Композиция названная "Неаполитанской песней", а в народе известная как "Уно моменто" украсила фильм.
«Куплеты администратора» (Бабочка крылышками...)
х.ф. Обыкновенное чудо. Реж. М. Захаров. Ст. Ю. Ким. Исп. А. Миронов
Спустя два года после «12 стульев», в 1978 году, творческий квартет режиссера Захарова, композитора Гладкова, поэта Кима и актера и исполнителя песен Миронова объединился в работе над фильмом-сказкой «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. В нём Миронову досталась не главная, но яркая роль администратора. Фильм преисполнен музыкальными хитами. Гладков и Ким сочинили семь очень разных по характеру и настроению песен. Голосом Андрея Миронова зазвучала «водевильная» композиция, слова и мелодию которой знают буквально все:
«Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк».
«Песня волшебника»
Ст. Ю. Ким. Исп. А. Серебренников
Андрей Миронов - единственный актер фильма «Обыкновенное чудо», кому Захаров доверил петь самому. Исполнять песни за кадром пригласили профессиональных вокалистов – Ларису Долину и Леонида Серебренникова.
«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно».
-узнаваемую по этой строчке песню волшебника в дальнейшем назовут «визитной карточкой» Серебренникова.
Работа над фильмом «Обыкновенное чудо» выпала на трагичный период в жизни автора теплых и ярких песен Геннадия Гладкова, в тот год он потерял отца, а на даче случился пожар, композитор находился в подавленном состоянии.
«Этого до сих пор не могут понять мои друзья и знакомые. Предел моего самого «чёрного» состояния был во время написания светлейшего произведения «Обыкновенное чудо»,
- говорил Гладков об этом этапе жизни.
«Черным, ознаменованным трагичными событиями в его судьбе, было и время, когда рождались хиты «Бременских музыкантов». На долю композитора выпало немало испытаний, с которыми он будто бы боролся и справлялся посредствами светлой и жизнерадостной музыки. Удивительную способность композитора работать на контрасте с личными обстоятельствами отмечают и люди из его окружения, и обозреватели-журналисты, авторы документальных фильмов.
Завершить материал в память о композиторе хочется меланхоличной «Прощальной песней», которая его и озаглавила.
«Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло»,
- запел Андрей Миронов в сопровождении хора в финале фильма «Обыкновенное чудо».
Название этой картины хорошо характеризует творческий путь и наследие композитора, ведь каждая его песня – это в некотором роде обыкновенное чудо.
Народный артист России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель множества музыкальных премий был человеком не слишком публичным:
«Он никогда не любил якобы светское времяпрепровождение, его это никогда не интересовало. Внешняя парадность жизни никогда его не привлекала», -
говорил о своём друге актер Василий Ливанов.
Внутренний, творческий мир композитора явился слушателям в мелодиях многих его хитов. Такие песни не забываются.
Светлая память Геннадию Игоревичу Гладкову.
Спасибо что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.