Многие родители мечтают, чтобы их ребёнок учился в сильной физико-математической школе. Сегодня в некоторые сильные лицеи набор новых классов начинается с пятой параллели, в связи с этим семьи начинают готовить детей к поступлению чуть ли не с пелёнок. Как вы считаете, это положительная или негативная тенденция? В каком возрасте лучше начинать знакомиться задачами олимпиадной математики и разбирать задачки вступительных экзаменов в пятый класс лицеев 239 и 30, а также конкурсных классов ряда школ (533 366 642 и других).
Сегодня редакция "Физмат лицеи Санкт-Петербурга" взяли интервью у руководителя кружка "Поступательно" Михлина Леонида Станиславовича.
🎤 Михлин Л.С.: "Я не думаю, что стоит возвращаться к системе, когда физмат класс набирали только, начиная с 8-го класса".
🎤"Во вступительной олимпиаде в пятый класс довольно много задач так называемого олимпиадного направления. Поэтому при поступлении в пятый класс большую роль играет то, занимался ли когда-то ребёнок такими задачами".
Стенограмма интервью
Здравствуйте, меня зовут Михлин Леонид Станиславович, и я являюсь руководителем курсов «Поступательно». Сегодня я отвечу на несколько вопросов от сообщества «Физмат лицеи Санкт-Петербурга».
Первый вопрос: «Многие родители мечтают, чтобы их ребёнок учился в сильной физико-математической школе. Сегодня в некоторые сильные лицеи набор новых классов начинается с пятой параллели, в связи с этим семьи начинают готовить детей к поступлению чуть ли не с пелёнок. Как вы считаете, это положительная или негативная тенденция? В каком возрасте лучше начинать знакомиться задачами олимпиадной математики и разбирать задачки вступительных экзаменов в пятый класс лицеев 239 и 30, а также конкурсных классов ряда школ (533 366 642 и других).
Я ничего негативного в этой тенденции не вижу, если ребёнок занимается математикой с удовольствием, то можно это делать в любом возрасте, хоть с самых младших классов, поэтому олимпиадной математикой можно заниматься хоть с первого класса. Уже существуют кружки, в которые берут первоклассников и олимпиады для первоклассников, поэтому никаких ограничений нет, чем раньше ребёнок попадает благотворную среду, в атмосферу, в которой его окружают единомышленники, которым также интересно заниматься математикой, тем лучше будут его успехи в будущем. Что насчёт именно вступительных олимпиад в пятые классы, то разбирать их раньше третьего класса я смысла не вижу. Всё-таки там много заданий, для которых требуется некоторая база вполне обычной школьной математики, которой в первом-втором классе ещё нет, но начиная с третьего класса уже вполне можно их разбирать. Самые первые олимпиады, самые старые, 2009-2010 годов, достаточно лёгкие, их может решить и третьеклассник. А то, что уже ближе к нашим дням, последние года, уже стоит разбирать в четвёртом классе.
Следующий вопрос: «В каком возрасте у ребёнка начинают проявляться математические способности, если не поступил в пятый класс сильной школы, что нужно делать, смириться и искать себя в гуманитарном или химбио направлении, или пойти в профильные математические кружки и готовиться к поступлению в восьмые классы?»
Прежде всего я хочу сказать, что математический кружок именно к поступлению в восьмой класс имеет довольно слабое отношение, потому что во вступительной работе в восьмой класс никаких олимпиадных задач нету, олимпиадная задача там бывает максимум одна, а то и вообще ни одной, там все задачи — это плюс-минус обычная школьная математика, просто достаточно высокого уровня, выше, чем в обычной средней общеобразовательной школе. Поэтому никакой обязанности того, что обязательно нужно пойти в пятом классе в какой-нибудь кружок чтобы потом в восьмой поступить, такого, конечно, нет, если ребёнку нравится математика, он хочет ей заниматься, у него получится попасть в какой-нибудь кружок математический, то ничего плохого нет. Ходить, конечно, надо и заниматься, от этого только польза, нет никакого вреда. Но если не получилось, то можно спокойно учиться дальше. И если в седьмом классе сохранится желание в восьмой класс попасть в физмат лицей, то вполне можно за год подготовиться, и в восьмой класс поступить.
Следующий вопрос: «Ранее физмат программа во всех профильных школах начиналась с 8-го класса. Сегодня осталось довольно много известных и высокорейтинговых учебных заведений, где набирают в 8, 9 и10 классы. Это Физико-технический лицей Алферовского университета, Академическая гимназия СПбГУ, Аничков лицей. А ПФМЛ 239 и ГФМЛ 30 перемешивают набранных с 5-го класса и новеньких, набранных в 8-м классе ребят, в свежие классы. Затем они также берут новые 9 и 10 классы. Как Вы считаете: стоит ли вернуться к системе набора с 8-10 классов, ведь она более здоровая и ученики уже более осознанно выбирают физико-математическое направление в этом возрасте?»
Я не думаю, что стоит возвращаться к системе, когда физмат класс набирали только начиная с 8-го класса. Потому что, если ребёнок в пятый класс поступил, а потом понял, что ему это совершенно неинтересно, и математикой он заниматься не хочет, он всегда может уйти из школы и перейти в какую-нибудь школу с другой направленностью, хоть гуманитарную, хоть химбио, вариантов много. Осознанно, конечно, дети поступают в пятый класс, наверное, далеко не все. Больше на них всё-таки влияют родители, но я какой-то чего-то критически плохого в этом не вижу, кто поступил, тот молодец, может продолжить обучаться математике, потом перейти в другое направление, кто не поступил, может спокойно учиться дальше до седьмого класса. Если желание поступить в восьмой сохранится, если задания будут получаться, и удастся хорошо подготовиться, то вполне можно попасть в физмат лицей в восьмой класс.
Следующий вопрос «Многие родители пишут про ребенка 10 лет: "Мой сын (или дочь) мечтают о 239 лицее с детского сада". Действительно ли дети могут в таком возрасте осознанно выбирать учебное заведение? Откуда они получают информацию?
Ну, с детским садом это конечно перебор, вряд ли какой-то ребёнок в детском саду серьёзно мечтает о том, где он будет учиться в пятом классе. Но в третьем, а особенно в четвёртом классе, дети уже понимают, что в 239 школе, в 30 и в других хороших физмат лицеях учиться интереснее. Возможно, они уже ходят на какие-то кружки: многие кружки, робототехника, математика начинаются раньше, чем в пятом классе. Поэтому, когда ребёнок ходит в какую-нибудь школу, он уже понимает что хотел бы там дальше и учиться. Большую роль, конечно, играют рассказы родителей о том, какие эти школы хорошие. Поэтому в третьем-четвёртом классе ребёнок может осознанно хотеть попасть в пятый класс в более интересную школу, где у него будут одноклассники, с которыми ему будет интересно общаться, интересно посещать кружки в этой школе. Поэтому в третьем-четвёртом классе это уже действительно осознанно. А раньше, конечно, нет.
Последний вопрос: «Как Вы считаете: какова должна быть эффективная модель подготовки к поступлению в 5-й класс в физмат школы и эффективная модель для поступления в 8,9,10 классы?»
Ну, повторюсь, что во вступительной олимпиаде в пятый класс довольно много задач так называемого олимпиадного направления. Поэтому при поступлении в пятый класс большую роль играет то, занимался ли когда-то ребёнок такими задачами, то есть посещал ли он какие-то кружки, посвященные олимпиадной математике, принимал ли он участие в олимпиадах. Опыт участия в олимпиадах играет большую роль, особенно в младших классах. Если ребёнок никогда ни в какой Олимпиаде не участвовал, то на вступительной работе в пятый класс он может растеряться и ничего не решить, даже если дома в спокойной обстановке он бы точно такие же задачи гораздо лучше решил бы. Поэтому при поступлении в пятый класс эффективная модель подразумевает и участие во всевозможных олимпиадах, и посещение всяких математических кружков, и, естественно, подготовка к поступлению, потому что одного кружка обычно недостаточно. Во вступительной олимпиаде мало того, что нужно хорошо решать задачи, нужно ещё и грамотно планировать время, грамотно записывать решения, грамотно решать стандартные задачи, которые не проходятся в кружках олимпиадной математики, и только сочетание всех этих факторов может обеспечить какой-то хороший результат. При поступлении в старшие классы проще, олимпиадных задач там практически нет, поэтому для поступления в старшие классы обычно достаточно одного учебного года, в течение которого можно хорошо подготовиться пройти все темы (задачи в старших классах очень легко разбиваются на конкретные темы, в отличие от задач, которые нужны для поступления в пятый класс), и вот если все эти темы в старших классах пройти, работы прошлых лет прорешать, то вполне можно добиться положительного результата. Работы в старшие классы отличаются друг от друга не очень сильно, работа вступительная какого-нибудь 22 года если даже и сложнее, то незначительно сложнее работы какого-нибудь там 2016 года. Чего не скажешь о пятом классе: работы в пятый класс усложняются постоянно, и работа вступительная 2022 года значительно сложнее, чем работа 2009 или даже 2014 года.
На этом всё, спасибо за внимание.
Подробнее в группе в ВК "Физмат лицеи Санкт-Петербурга": https://vk.com/fizmatyspb