Найти тему

Какую музыку слушать с детьми?

Свои музыкальные впечатления дети черпают из разных источников, слушая музыку разных жанров и стилей. И далеко не каждая композиция может понравиться родителям. Но разнообразие в музыкальных предпочтениях – это хорошо. Ребенок видит все многообразие культуры, познает, что мир многогранен и не укладывается в рамки одного стиля.

Как родителям воспитывать у ребенка вкус и интерес к музыке? Разбираемся вместе с экспертами Института воспитания.

🔸 Слушайте вместе звуки природы и мира вокруг

Начинать можно с самого простого – учить вслушиваться в звуки вокруг нас, в музыку природы. Во время прогулок в лесу или парке обратите внимание ребенка на пение птиц, шуршание листвы под ногами, течение ручейка.

🔸Разговаривайте и пойте колыбельные

Первые музыкальные впечатления детей составляют ласковые интонации мамы, спетая ей колыбельная песенка. Важно окунуть малыша в истоки музыкального творчества – фольклор, народное искусство, традиционную музыку.

🔸 Расскажите о разных музыкальных стилях

Постепенно музыкальный кругозор ребенка расширяется. Здесь очень важно помочь ему сориентироваться в многообразии музыкальных впечатлений. Есть классика, а есть поп-музыка, джаз, рэп, хип-хоп и многие другие направления и стили.

🔸 Знакомьте со своей любимой музыкой, но делайте это осторожно

Некоторые взрослые приобщают детей к той музыке, которая нравится им самим. Однако следует помнить, что у истоков любой музыки стоит народное творчество, классика.

🔸 Не запрещайте, а помогайте разобраться

Не следует запрещать ребенку слушать самую разную музыку, можно лишь помочь ему разобраться со своими музыкальными впечатлениями, постепенно приобщая его к высокохудожественным образцам музыкального искусства.

Именно проверенная временем музыка является инструментом воспитания художественного вкуса, сферой возвышенного и прекрасного.

-2

Слушать классику вместе – это не скучно!

Процесс развития музыкального вкуса будет более успешным, если в доме звучит хорошая классическая музыка, а родители могут еще и помочь с ее восприятием:

  • обсудить услышанное;
  • дополнить музыкальные впечатления восприятием определенных образов (например, картин известных художников на эту тему);
  • пофантазировать (придумать рассказ или нарисовать рисунок по мотивам услышанного).

Ребенку полезно будет услышать о композиторах, об эпохе, в которой они творили. Можно рассказать много интересного об истории создания, например, «Лунной сонаты» и «К Элизе» Бетховена, или некоторых симфоний Гайдна – «Детской», «Часов», «Сюрприза».

Например, в «Прощальной симфонии» Гайдна музыканты, доиграв свои партии, по очереди тушат свечи и покидают оркестр.
Или симфония «Сюрприз» получила свое название за то, что в середине медленной, тихой и спокойной части раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чем не бывало продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка.
Может, для того, чтоб разбудить заснувших слушателей? А может, эти выдумки, эти «сюрпризы» объяснялись веселым характером композитора?

Можно развенчать распространенный миф о том, что классическая музыка – это что-то сложное, непонятное.

Музыка – это такой вид искусства, в котором понятно все благодаря ее воздействию на душу человека. Понимание придет с опытом, особенно если мы будем двигаться от простого к сложному.

-3

Слушайте и создавайте музыку всей семьей

Воспитанию музыкального вкуса может помочь и сложившаяся семейная традиция совместного музицирования: пения, игры на музыкальных инструментах – причем даже самых простых, таких как бубен, ксилофон, треугольник, маракасы, румба.

Сложно переоценить и семейные просмотры музыкальных мультфильмов и фильмов, спектаклей, балетов, опер, прослушивание симфонических сказок. Композиции из них легко запоминаются и детьми, и взрослыми.

Прекрасно развивает детей и посещение детских музыкальных спектаклей, концертов. Рекомендуем почаще водить детей в музыкальные театры, ведь семейные походы в театр на детские музыкальные сказки, спектакли – это настоящий праздник.

Очень хорошо, если ребенок под руководством педагогов учится играть на музыкальном инструменте, поет, танцует. В таком случае приобщение к высокому искусству происходит с помощью музыкантов-профессионалов.

-4

Но следует помнить, что ни в коем случае нельзя принуждать детей к музыкальным занятиям, музыкальное развитие должно идти постепенно под мудрым и чутким руководством наставника.

Было полезно? Делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал Минпросвещения России!