Фридрих Вильгельм Ницше, родился 15 октября, 1844 года, в городе Рёккен, Германия. Его философские труды приобрели популярность в начале двадцатого века, и набирали её на протяжении всего века, вплоть до появления пост-модернизма, когда его идеи апполонического развития, потеряли в актуальности, и заменились декадантным прагматизмом. Однако, в связи с нарастающим мировым напряжением, трудностями современного мира и новыми проблемами 21-ого века, люди стали чаще задаваться философскими вопросами, и искать решение проблем, в экзистенциализме и иррационализме, не редко обращаясь и к трудам Ницше.
Я ознакомился с несколькими его трудами, и выделил основные его концепции и тезисы, которые я и разберу в этой статье.
I. Воля к Власти.
Воля к власти, это одна из фундаментальных концепций, разработанных Ницше. Она описывает главную движущую силу людей, по мнению Ницше, как достижения, амбиции и стремление к максимально высокому положению в жизни. Данная концепция часто в психологии противопоставляется Фрейдисткой "Воле к удовольствию" и "Воле к Смыслу" Виктора Франкла. То есть, смысл существования любого человека, по мнению Ницше, в том чтобы быть успешнее других, и занимать самое высокое положение, если человек не имеет стремления к этому, значит, его существование не имеет смысла.
Данный подход я считаю в корне не верным, так как в сущности, личная власть или мощь индивида, не даёт в масштабах вселенной или хотя бы человечества, ничего, а чаще всего имеет негативные последствия, в виде войн, которые ведут к уменьшению количества населения, а соответственно уменьшается выработка сырья и инструментов, которые можно было бы использовать умами элитариев для развития науки и культуры. Люди и так естественно стремятся к силе, власти и материальному богатству, но не стоит определять это стремление, как абсолютный смысл жизни, скорее даже, такое стремление, без более высоких мотивов помимо его, бессмысленно, и, человек, достигший такого материального успеха, и имеющий больше денег, чем он может потратить, становится пропащим человеком, постоянно ищущим декадантных, экзотических удовольствий, и, не редко, это может привести к причинению вреда другим людям, причём бессмысленного вреда, бесцельного, животного и безумного.
II. Сверхчеловек
Также весьма важная концепция, введённая Ницше в произведении "Так говорил Заратустра". Сверхчеловек, исходя из названия, это совершенная, высшая стадия развития человека, которая должна превосходить человека современного, настолько, насколько он превосходит обезьяну. Сверхчеловек это крайний эгоцентрик, Великий творец, и, по большому счету, заметно как Ницше в сверхчеловеке видит воплощение бога, и то что именно человек должен стать новым богом, после того как "старый" «бог умер». Сверхчеловек не только, совершенен, но и свободен от современного понимания морали и принципов, навязанных обществом "Рабов и господ". Он обладает своими принципами, и своим пониманием морали.
Весьма спорная концепция, как и многие концепции Ницше. Сверхчеловек это не некий плод биологической эволюции, а скорее интеллектуально и духовно "Эволюционировавший" человек. То бишь, это человек, отринувший для себя общественные устои, направивший все свои ресурсы на созидание, но при том сложно сказать, личное оно или глобальное. Странно так же сочетается и концепция Воли к Власти с концепцией Сверхчеловека, потому как Воля к Власти подразумевает именно материальное господство, мощь и власть, прежде всего в существующем человеческом обществе. И есть две версии: Либо Сверхчеловек прежде всего становится таковым, достигая абсолютной власти, возможно даже и над собой, а не только над другими, и использует эту власть для созидания; Либо Сверхчеловек превосходя устоявшиеся нормы общества и превосходящий всё ныне живущее, превосходит так же и концепции самого Ницше, и им не движет Воля к Власти.
С моей точки зрения, такая концепция имеет право на жизнь, но она не совсем объективна, потому как превосходство человека над обезьяной, заключается исключительно в биологических различиях нашего мозга, и от нас самих это превосходство не зависит, мы его не достигали целенаправленно. Сверхчеловек же, осознанно превосходит нынешнего человека, а это уже качественное различие и не случайное.
Так же, мне кажется что становление некоего индивида "богом", это слишком опасно для научного и культурного развития, потому что как индивид может быть полезен, так же он может быть и опасен, и ему нужны регуляторы извне, особенно они нужны такому сверхчеловеку, который, по Ницше, отринул общепринятую мораль и стремится только к власти и мощи.
III. Вечное Возвращение (По Ницше)
Все события и действия, будут повторяться бесконечное количество раз, это античная теория понимания времени, которую Ницше "реинкарнирует", и использует в своей теоретической базе. Верно ли такое понимание времени? Сложно сказать.
Мне кажется, что каждое событие происходящее в истории, во времени, уникально. Любая закономерность, любое количество закономерностей, даже самых фундаментальных, не делает одно событие равным другому, ибо совершается в разное время и разных глобальных условиях, ибо каждую секунду, глобальные условия вокруг нас, разные, нежели секунду назад, хотя бы из за движения земли. Соответственно нельзя говорить про повторение одних событий, в разное время, ибо они обусловлены разными условиями, глобальным и историческими.
Таким образом, я рассмотрел основополагающие концепции Ницше, через призму иллюминизма, и представил свою критику этих концепций. Предлагаю всем самостоятельно изучить собрания афоризмов Ницше, и, составить свое мнение.