20 октября 2023, пятница, Абхазия
Сегодня мы на пляже. Солнце сияет. Вода холодная. Но всё равно очень здорово.
На пляже играет весёлая музыка. Отдыхающие дружно танцуют и делают упражнения, копируя движения аниматоров.
От музыки сразу делается легко и радостно, поднимается настроение. Мы сидим в купальниках на пляжных лежаках и загораем под горячим солнцем.
Прошлись по воде, решили, что перед уходом окунемся и поплаваем. Вода ледяная, но не для всех. Мы оцениваем по ощущениям как очень холодную - холоднее, чем в бассейне. Те, кто привык плавать, им холодная вода нипочём, они оценивают температуру воды как хорошую, тёплую и вполне комфортную.
Море сверкает на солнце. Постепенно появляется ветерок, начинаются мелкие барашки. Под ветерком сидеть на пляже очень приятно, не жарко.
Дальше по программе у нас обед, а после обеда - хаммам. Будем наслаждаться теплом.
Делали несколько попыток окунуться в море, пока не поняли, что волна пошла посерьёзней, и нам будет не только холодно, но и сложно выбраться на берег. Потому приняли соломоново решение - пойти поплавать в бассейне. Малодушно, конечно, но мы же на отдыхе, имеем право. Можем позволить себе поблажки.
Поплавали, переоделись - отправились на обед. Только вернулись, снова переоделись - пора в хаммам. Отдыхать некогда. По 10 раз на дню переодеваемся.
Пришли в хаммам. Хаммам - это такая турецкая баня. В сауне я была и приготовилась сравнить.
Сначала шли через просторное помещение, выложенное турецкой цветной плиткой, с красивым интерьером, зелёными стенами и перегородками. У окна в горшке росла пальма.
Служащая нас вела и показывала - вот здесь можно раздеться - величественный жест в сторону крючков на перегородке, а здесь - ваши полотенца - сложенная стопка из трёх штук голубого цвета, а здесь - комната отдыха - зал со столом посередине.
Потом она приоткрыла дверь, откуда понесло жаром и высунулся упитанный мужчина с животом в плавках - и сказала - ну вот вам туда, полтора часа полагается, а за 10 минут до конца я загляну, предупрежу. И удалилась.
Мы вернулись к крючкам. Остались в купальниках, взяли выданные полотенца и вошли в жаркую комнату.
Посередине комнаты было круглое горячее каменное возвышение высотой выше колена и диаметром примерно метра два. Сама комната тоже была со скруглёнными углами.
По всему периметру комнаты шли ниши с раковинами , в стены ниш были вделаны по два крана - холодный и горячий, в круглых раковинах стояла набранная тёплая вода, а по краям раковины размещались по две пустые мисочки - ими полагалось зачерпывать воду из раковины и поливать себе на тело.
В комнате помимо мужчины с животом находилась женщина с девочкой-подростком. Все трое сидели на расстеленных полотенцах на этом возвышении.
Мы тоже расстелили свои полотенца и сели. В комнате дышать было нечем, и в этом и был весь фокус: дышать, когда нечем, пока не зальёшься собственным потом, с которым из тебя выйдут все вредные шлаки.
Моя коммуникабельная подруга тут же стала интересоваться, как и что, задавать вопросы, спрашивать, где же пар, который просто обязан быть в турецкой бане, потому как она это всё давно знает и везде была, а тут почему-то пара нет, и так далее, и вроде намёк на то, что нам тут не то впаривают.
Мужчина почувствовал себя сильной стороной, стал что-то говорить, потом выскочил и привёл служащую, и она тут же выдала надлежащие разъяснения - у нас сухой хаммам, и никакого пара быть не должно, а все наш хаммам хвалят и лучше нашего хаммама нету нигде. Мы немедленно закивали и согласились.
После этого она строго сказала, обращаясь ко мне - а вы почему сидите? Полагается лежать, вот стелите и ложитесь. Я огрызнулась - я же не знаю, как полагается, но тут же легла, хотя на жёстком камне лежать было некомфортно.
Служащая ушла, а после этой беседы у нас пошло оживлённое общение, мужчина с животом с удовольствием рассказывал о себе и предлагал всем пить чай в комнате отдыха, и даже выходил и узнавал насчет этого чая, мама девочки делилась впечатлениями от отдыха с моей подругой, я пыталась поудобнее устроиться на этой горячей гладкой печке - и вообще процесс пошёл в правильном направлении.
Все обливались потом, розовели на глазах, изредка подходили к раковинам, хватали миску и поливали себя водой похолоднее. В этой парилке мы выдерживали минут 15, после чего выходили за дверь в предбанник, обтирались полотенцем и садились на специальные плетёные диваны, не боящиеся мокрого.
Весь процесс занял у нас не отведённые полтора часа, а поменьше - час двадцать, так что служащей не пришлось заглядывать и предупреждать.
Больше не вынесли. Оказалось, что душ в хаммаме не полагается. По крайней мере в этом, сухом.
Удивительно было то, что когда мы оделись, вышли на улицу, перешли в основной корпус, поднялись к себе в номер и полностью высохли, кожа стала гладкая, чистая и в дУше не нуждалась. Хватило этих мисок с обливанием.
Ну вот теперь я знаю, что такое хаммам. По мне, так достаточно просто душа, чтобы стать чистой. Но объективно - эффект есть. Не знаю, какой именно и вышли ли шлаки, но некоторое обновление мы получили.
Завтра у нас большая программа. Поедем с экскурсией на дачу Сталина. Потом отчитаюсь.
Всем спасибо!