Найти в Дзене

Любимые люди лучше, чем любимые вещи. Про императрицу Цыси

"А давайте лучше прикажем вашей наложнице убить себя. Зачем огород городить и указы подписывать, о великий китайский император? Вы вот-вот испустите дух. Вот и отправим ее вслед за вами, чтобы она хорошо прислуживала вам на том свете. И проблема будет решена!", - такие слова говорил умирающему императору Сяньфэну его вельможа.

Это решалась судьба будущей императрицы Цыси. Ей тогда удалось спастись. Император назначил преемником маленького сына, а Цыси стала править от его имени.

портрет юной Цыси. Иллюстрация к тексту моего друга, художника Дениса Микешина. Простой карандаш.
портрет юной Цыси. Иллюстрация к тексту моего друга, художника Дениса Микешина. Простой карандаш.

Ее называли самой кровожадной из правителей Китая. Приписывали разные ужасные поступки, распутство, мстительность, злобность нрава... Хотя художница Катарина Карл провела во дворце императрицы Цыси девять месяцев. И оставила хорошие воспоминания. Императрица любила цветы, лодочные прогулки, собак, итальянскую оперу, книги. Была образованной и воспитанной.

Помнила добро, которое ей сделали. Заботилась о старой няне, которая когда-то помогла в болезни. Вот только о няне и заботилась. Но дело в том, что это и был единственный человек, который от сердца сделал добро императрице. Все поголовно желали Цыси смерти, - она жила в атмосфере ненависти, скрытой лицемерием.

И непрерывно курила, уж извините за историческую правду. Что совсем не удивительно. И жестокость не удивительна тоже. Удивительно, как она вообще выжила, эта бывшая наложница, которая девочкой попала во дворец. Девушка пятого сорта, - такое у нее было положение. Хотя называлось красиво: "драгоценный человек".

И эта девушка пятого сорта стала императрицей. Чтобы выжить, надо было карабкаться по головам в буквальном смысле слова. И совершать злодеяния надо было, чтобы выжить. С врагами она расправилась. С родственниками - тоже. Жизнь сохранила. Но потеряла самое главное - живое сердце. Душу.

У Цыси любимых людей не было. Но были любимые вещи. Фотоаппарат. Тогда это была диковинка, - императрица научилась фотографировать. Трехколесный велосипед, на котором старая Цыси каталась по огромному дворцу, - смешное зрелище, наверное! И сережки с маленькими жемчужинами. Самые простые. Эти жемчужные сережки ей подарил император в юности.

Вот эти вещи делали императрицу живой. Почти счастливой.

Страшно, наверное, прожить такую жизнь. В ненависти, в страхе, в интригах и борьбе. И в одиночестве кататься на нелепом трехколёсном велосипеде по пустынным залам дворца - на закате дней...

Судьба бывает безжалостной. И делает безжалостным человека. Но что-то доброе и живое сохраняется в почти неживой душе, привыкшей к злу.

Няня, собаки, катание на лодочке, маленькие жемчужины в сережках, - память о маленькой и недолгой любви... И, знаете, многие из нас гораздо счастливее этой могущественной императрицы. У которой отняли жизнь, не убивая. И заточили в темницу, оставив на свободе...

Анна Кирьянова