Найти в Дзене

Русская жена кровожадного Пикассо

Минотавр на все способен ради своих женщин, но он внушает ужас и они рады увидеть его мертвым.
Пабло Пикассо

Пикассо "Минотавр и женщина"
Пикассо "Минотавр и женщина"

Образ минотавра он часто использовал в своих картинах и ассоциировал себя с ним. Свирепое ненасытное животное - он притягивал женщин, но не было выхода из его лабиринта и все его возлюбленные оставались жертвами в закоулках его судьбы, не в силах ее покинуть. Так и его первая жена Ольга Хохлова, оставаясь в браке с гением до конца своих дней, терпела череду любовниц, абьюз, помешалась умом и умерла от рака. О ней не принято говорить хорошо - сам Пикассо часто выражал свою ненависть к ней, большинство его друзей тоже недолюбливали Ольгу. Но так ли все однозначно?

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

В 1917 году умерла предыдущая пассия Пикассо - Марсель Умбер. Без его помощи, и на том спасибо. О ней особо нечего сказать - нищета, зависимости - воот уклад их жизни. Переживая потерю Пабло уезжает в Рим, развеяться, и там, работая над декорациями к Дягилевскому балету "Парад", Пикассо встречает Ольгу.

Она не была примой, но танцевала в труппе уже пять лет. И есть причины думать, что танцевала не плохо, это все таки труппа Дягилева, а он был исключительным перфекционистом. И вот она, дочь полковника императорской армии, атакована вниманием со всей испанской темпераментностью! Надо признаться, ухаживания она принимала очень сдержано. Заметив, что художник всерьез увлекся Хохловой, Сергей Дягилев предупредил его, что русская девушка из благородной семьи не пожертвует своей невинностью, если не будет уверена в том, что мужчина готов взять ее в жены. Что ж, для Пикассо это был лишь очередной вызов. И есть подозрения, что именно он заставил его жениться - ему было необходимо заполучить эту женщину, пусть даже через брак.

Через время труппа Дягилева отправилась в Барселону. На тот момент вопрос женитьбы Пабло и Ольги уже был решенным, и художник представил невесту матери. Донья Мария приняла девушку тепло, ходила на ее выступления, но все же сочла нужным предостеречь ее: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». Ольга, к тому времени уже безоглядно влюбленная, к словам доньи Марии не прислушалась.

-3

Экспрессивный Пикассо все крепче сжимал Ольгу в объятиях - они не могли уехать в Париж, из-за проблем с документами, а в России грянула революция. Отец Хохловой и 3 ее брата были убиты, мать с сестрой бежали в грузию. Ольга была скована по рукам и ногам, единственной точкой опоры оказался ее возлюбленный - и это казалось спасением, но безвыходность это всегда заключение... Труппа Дягилева уехала в Южную Америку уже без Ольги. На сцена она уже больше никогда не выйдет.

Пикассо и Хохлова во время медового месяца
Пикассо и Хохлова во время медового месяца

Из свадебного путешествия они вернулись в Париж, поселились в роскошных апартаментах на улице Ла Боэси. Пикассо уже мог себе это позволить, но высший свет Парижа его еще не принимал. Их жилище было на разделено на "мужскую" и "женскую" половины - к "мужской" относилась мастерская Пикассо, где почти ежедневно собирались его друзья. Ольгу они воспринимали искаженно - педантичность виделась им пренебрежением, сдержанность и скромность - снобизмом и высокомерием. Надо признаться, Ольге друзья мужа тоже не нравились - она считала, что эти неудачники мешают на пути к его величию. И отчасти она была права...

Ольга устраивала приемы для высшего света, Пикассо сопровождал ее на балах и так потихоньку Хохлова вытеснила его обыденный круг "нужными людьми". Известность Пабло от этого только росла, а вместе с ней и гонорары. У них родился сын и Ольга тихим сапом, меняла мужа в нужном ей русле.

Супруги Пикассо на балу графа де Бомона. 1924 г.
Супруги Пикассо на балу графа де Бомона. 1924 г.
Пикассо "портрет Ольги в кресле", 1917
Пикассо "портрет Ольги в кресле", 1917

Также она требовала писать себя в классике - ей хотелось быть узнаваемой на картинах гения.Чета Пикассо продолжала оставаться столпами парижского бомонда. Бесчисленные званые ужины и светские рауты утомляли Пабло, но на них он заводил полезные знакомства. В то время причиной разлада между супругами стало отношение Ольги к сыну. По мнению художника, она слишком баловала и опекала мальчика. Постоянное раздражение Пикассо находило выход в его картинах. Совсем скоро классицизм в духе Энгра уступит под натиском новых революционных перемен. Летом 1923 года художник приобрел квартиру этажом выше и стал вести еще более независимую жизнь, чем обычно. Никому из прислуги не разрешалось туда входить, и даже Ольге нужно было попросить разрешения, чтобы нанести визит мужу. Пикассо стал редко бывать дома и снова начал ходить в бордели.

Одной из своих моделей он говорил: «Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я — колбасу с бобами»

В 1927 году в жизни Пикассо появилась юная 17-летняя Мария-Тереза Вальтер. Она стала началом конца их отношений с Ольгой. Он писал свою новую страсть с неистовой нежностью и лаской. Тогда как изнуряющую ревностью и истериками жену в агрессивно-уродующих формах. Говорят, Ольга сошла с ума, смотря как это воспринять - она теряла семью, мужа, на которого поставила все, а он унижал ее публично - на большой выставке в 1932 году она узнавала соперницу в каждой картине, и не она одна.

-7

Но, как это ни странно, супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Мари-Терез Вальтер. Забрав сына, Хохлова съехала из квартиры на улице Ла Боэси, оставив ее в полном распоряжении мужа. Вскоре она поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.

Портрет Ольги Хохловой, 1929 г.
Портрет Ольги Хохловой, 1929 г.

В 1953 году Ольга серьезно заболела. Рак съедал ее тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице, умоляя каждого из навещавших ее знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы, но он ни разу не навестил жену. Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года. На ее похороны художник не приехал, а лишь с облегчением вздохнул - ведь теперь без имущественных потерь он свободен и может жениться на новой своей пассии и это не Мария-Тереза Вальтер, чья судьба, не менее трагична, но о ней уже в следующей статье.

Как по-вашему - кто здесь прав, кто виноват? На чьей вы стороне?