В современном мире довольно сложно представить, когда один человек выполняет работу самых разных специалистов. Например, дальнобойщик-мастер по маникюру, либо ассенизатор-продавец. Согласитесь, что звучит бредово? Но в Средневековье очень часто один человек, получив соответствующее образование либо знания от своего наставника, пытаясь зарабатывать себе на жизнь, вмещал в себя самые разные профессии. Именно поэтому такое сочетание, как хирург-цирюльник (хирург-парикмахер на современный лад) – это что-то само собой разумеющееся по меркам средневековых городов Европы.
Однако перед тем, как «наградить» таких специалистов смешком либо снисходительной улыбкой, следует хотя бы попытаться погрузиться в реалии данной эпохи и для начала понять, что в представлении средневекового обывателя и ампутация руки, и состригание волос по своей сути – операция над телом. Следовательно, весьма хорошо, когда этим занимается какой-то определённый обученный человек.
«Аккредитация» специалистов
Доктора средневековой Европы – это люди, которые «лечили» от всех существующих недугов. Чаще всего странствующий врач, стараясь заработать себе на жизнь, мог и вырвать зуб, и прижечь рану, и выписать какие-либо травы либо отвары для лечения обычной простуды. Однако именно хирург-цирюльник и обычный странствующий доктор всё-таки разделялись, и такое разделение произошло примерно в 1000 году нашей эры. При этом хирурги-цирюльники считались представителями низшей касты врачей, а вот какой-нибудь более-менее успешный доктор мог «закрепиться» при каком-либо замке и долгие годы просто прекрасно существовать за счёт своих особых знаний.
Считалось, что лечить болезнь – занятие благородное. А вот пребывать в крови и прочих выделениях организма (в условиях отсутствия наркоза даже малейшая операция часто оборачивалась самыми непредсказуемыми следствиями) – это что-то для «хирургов-цирюльников», специализирующихся на лечении черни.
Более того, «призамковый» доктор чаще всего имел хоть какие-то документы о собственном образовании от института, выпустившего такого врача в свет (и реальные познания в хирургии, так как так применение таких знаний всё же требовалось время от времени). А вот хирург-цирюльник за «лицензией» обращался в торговую гильдию, где проходил запутанное, многогранное обучение, которое включало в себя минимум реальных познаний о проведении операций. Просто со временем любой хирург-цирюльник «набивал руку», отчего действительно мог проводить операции более-менее успешно.
Такое положение дел сохранялось долгие годы и, скорее всего, вторая «специализация» института средневековых докторов произошла только во время первого разгула чумы, так как очень известные «чумные доктора» были теми специалистами, которые конкретизировались на лечении одной болезни.
Правда – самыми разными способами, без единой методологии и «рекомендательной инструкции».
Хирург-цирюльник при католическом храме
Исследователи данного явления сходятся во мнении, что изначально институт «хирургов-цирюльников» зародился для того, чтобы удовлетворять потребности многочисленных католических монастырей. Во-первых, «братия» требовала периодического лечения. Во-вторых, практика особого подстригания волос и выбривания макушки требовала от монастырей иметь в штате определённого специалиста, который бы следил за состоянием особых причёсок.
Вполне логичное суждение, так как та же чернь либо вообще не следила за причёской и клочками состригала волосы только тогда, когда они начинали лезть на глаза, либо (мужчины) обривались налысо, чтобы вообще не заморачиваться с ровными кантиками и «косыми височками».
Только с развитием средневекового общества, расширился и «диапазон обитания» хирургов-цирюльников, большинство из которых предпочли вести кочующий образ жизни ради приобретения наибольшего заработка. Эту способствовал и тот факт, что многие монастыри стали брать «шефство» над лечебницами, куда отправляли монахов и хирургов-цирюльников при них. Именно тогда, основная функция – стричь волосы, стала постепенно вытесняться хирургическими функциями, в итоге став главенствующей в самоназвании таких специалистов (ранее, корректнее было бы назвать такого доктора «цирюльник-хирург»).
Обособление института
Следующий этап обособления от работы при храме и приобретения самостоятельности института произошёл во Франции в XIII веке, когда обычным докторам под страхом смертной казни запретили проводить операции над телом. Так как хирурги-цирюльники как бы выпадали из общей когорты врачей, а потребность в операциях по-прежнему была высокой, многие несчастные нашли выход из ситуации, обращаясь именно к таким «полуспециалистам».
К слову, именно с того времени «полуспециалисты», для устранения юридических препятствий, стали получать лицензию именно в торговой гильдии, как бы подчёркивая, что они не доктора в классическом представлении, а торговцы своими услугами.
Развитие института
Первое разделение функций хирургов и цирюльников произошло в Англии в 1375 году. Тогда всё же стали обособляться те, кто пытался работать исключительно с причёсками и те, кто стремился увеличить свои знания в операциях над человеческим телом, отчего начался плавный переход «в штат» профессиональных докторов.
Тем не менее до общеевропейского завершения данного процесса было ещё очень и очень далеко, что совершенно не мешало институту «хирургов-цирюльников» развиваться отдельно и приобретать всё большую значимость, так как даже короли начали отказываться от помощи официальных врачей, обращаясь к особо знаменитым представителям «незнатной» профессии.
Каждая война добавляла хирургам-цирюльникам как работы, так и славы. И именно на полях сражений, хирургами-цирюльниками были выработаны первые методы экстренной хирургии и парамедицины, что увеличивало значимость данных специалистов как в глазах армии, так и в глазах общества.
Думаю, что не стоит сильно расписывать те операции, что совершали хирурги-цирюльники и описывать те инструменты, которые использовали. Однако важно подчеркнуть (что вполне справедливо), что при совершении операций особо ценились физические качества – сила, ловкость и быстрота. Смерть во время такой операции нередко наступала именно от болевого шока, поэтому при ампутации конечности требовались быстрые и решительные действия.
Помимо прочего, специалисты часто использовали пиявки либо кровопускание для удаления недугов из тела, а также обладали необходимыми фармацевтическими познаниями, чтобы определить набор трав и ингредиентов для составления лечебных смесей.
Заблуждения при работе были… средневековыми
Например, считалось, что просверлить дырочку в черепе (трепанация) и обнажить оболочку головного мозга – действие, которое ведёт к избавлению от головных болей, а также к выходу наружу разных «демонов». Что такое обработка раны после операции, чаще всего, и слыхом не слыхивали, отчего смерть от заражения крови – весьма и весьма распространённое следствие.
Закат хирургов-цирюльников
Тем не менее именно хирурги-цирюльники путём проб и ошибок создали фундамент для большинства современных операций. Только когда хирургия стала почитаемой профессией при Людовике XIV, произошло окончательное разделение хирургии и операций над волосами. Людовик XV утвердил целых 5 кафедр по хирургии при медицинских институтах.
Но только закон от 1743 года окончательно запретил цирюльникам выполнять операции над человеческим телом. А так как в ту пору именно Франция являлась родоначальницей любой моды в Европе, то очень скоро другие монархии подхватили данное решение, прекратив существование института «хирургов-цирюльников» как класса только к началу Наполеоновских войн.
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.