Возможно, вы бы сказали, что традиция обязывает Mazda. Последним представителем спортивных автомобилей с двигателем Ванкеля с 2003 года был четырехместный спортивный автомобиль RX-8. До 2012 года Mazda придерживалась концепции, продажи в Германия закончились уже в июне 2011 года. Необычный двигатель внутреннего сгорания не соответствовал более строгим стандартам выбросов Евро-5.
Что ж, спустя двенадцать лет роторно-поршневой двигатель возвращается. И не в новом спортивном автомобиле, а в 4,40-метровом кроссовере MX-30. Изюминка: двигатель внутреннего сгорания не передает мощность на колеса, а вырабатывает электроэнергию для электродвигателя через генератор.
Электродвигатель, в свою очередь, приводит в движение переднюю ось, производя даже больше, чем в MX-30 с полностью аккумуляторным питанием, а именно 170 лошадиных сил и максимум 260 Нм крутящего момента. Сам Ванкель развивает максимум 75 лошадиных сил, должно хватить одного диска Ванкеля. В значительно более мощном RX-8 два диска все же сослужили свою службу. Mazda также называет MX-30 Skyactiv R-EV "гибридом с последовательным подключаемым модулем".
Как гибридная трансмиссия работает на дороге?
680 километров: запас хода не является проблемой для R-EV
И без того небольшой запас хода MX-30 на полностью электрическом двигателе еще больше сократился в R-EV, в отличие от полностью электрической модели. Причина: чтобы разместить 50-литровый бензобак, Mazda сократила объем аккумуляторной батареи в нижней части с 35,5 до 17,8 киловатт-часов, то есть до половины первоначальной емкости.
Преимущество: при сохранении той же мощности зарядки (11 кВт переменного тока, 36 кВт постоянного тока) R-EV заряжается до 80 процентов за 50 и 25 минут соответственно. Общий запас хода, по заявлению Mazda, составляет около 680 километров, из которых 85 км – чисто электрические, а остальное - на двигателе внутреннего сгорания.
Мы можем приблизительно подтвердить это утверждение после первого тест-драйва. Примерно так, как в "нормальном" режиме мы приводили Ванкель в действие несколько раз с помощью команд Kickdown. В этом смысле мы ехали не совсем на электричестве. Но 70 километров мы доверяем MX-30. Рекуперация регулируется в несколько этапов с помощью лопастей за рулем. Однопроходного привода не существует.
Двигатель Ванкеля хорошо слышен и заметен
А теперь перейдем к действительно интересной части: на что похожа трансмиссия? И это, конечно, удивляет. Ход Ванкеля – при активном включении – отчетливо слышен, звучит металлически-механически, а также слегка вибрирует. При полной нагрузке все это происходит даже при довольно высоком уровне шума. При этом двигатель внутреннего сгорания работает на нескольких скоростях, что отчетливо слышно, поэтому количество оборотов двигателя увеличивается не совсем линейно в зависимости от скорости движения. Его полные 75 лошадиных сил для выработки электроэнергии обеспечивает двигатель внутреннего сгорания на 4500 оборотах.
Помимо "нормального" режима, есть еще режим "EV" и режим "Charge". В электромобилях MX-30 работает на чистом электричестве как можно дольше, в режиме зарядки уровень заряда от 20 до 100 процентов может быть выбран водителем, который электроника затем "замораживает". При желании аккумулятор также будет полностью заряжаться – малоэффективно - через камеру сгорания.
На скорости 140 км / ч, кстати, как и в полностью электрической модели, все заканчивается. Примерно через час работы на полной мощности, по словам Mazda, может случиться так, что электроника по тепловым причинам не сможет разогнаться до 130 градусов. По данным производителя, 0 из 100 длится 9,1 секунды.
Слабые стороны концепции Ванкеля
С другой стороны, те, кто двигается с достаточным количеством заряда в аккумуляторе, значительно меньше слышат о традиционном силовом агрегате. Потребляемая мощность бортового компьютера составляла всего 15,6 киловатт-часов в перерывах между непринужденной поездкой по пересеченной местности. Приличный показатель, но он все равно должен немного увеличиться при нагрузке.
Но ахиллесовой пятой остается жажда бензина: при разряженном аккумуляторе бензиновый двигатель по-прежнему выдавал 7,2 литра, даже при спокойной езде, опять же по данным бортового компьютера. Это уже слишком, даже если Mazda обещает значительно повысить незначительную тепловую эффективность Ванкеля с помощью специального покрытия на корпусе.
Еще одна, типичная слабость роторно-поршневого двигателя, которую Mazda также обещает устранить. Таким образом, уплотнения внутри корпуса двигателя теперь стали толще (2,5 миллиметра вместо прежних 2 миллиметров), а сам корпус был оптимизирован для получения более прочной масляной пленки. Я полагаю, что только время покажет, насколько это повлияет на долговечность. Даже среди поклонников Ванкеля двигатель до сих пор пользуется довольно ненадежной репутацией.
Концепция кузова и салона MX-30
MX-30 необычно нарисован, задние двери распахнуты в противоположных направлениях. Они открываются только тогда, когда передние двери уже открыты. Заднее пространство остается скудным, даже наш редактор ростом 1,73 метра занимает такое же место, как и переднее сиденье, с учетом его размера.
Кроме того, маленькие окна в задней части вообще не открываются, ни вручную, ни электрически. При объеме от 350 до 1155 литров размер багажного отделения также приближается к уровню небольшого автомобиля. Таким образом, MX-30 не соответствует своим 4,40-метровым размерам с точки зрения запаса места.