Женщина во время беременности делает всё. И в доме справляет всю домашнюю работу, и в поле - вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов
Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге (почувствовав приближение родов, иные бабы торопятся доехать домой). Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит…
Первого ребёнка в семье ждут более или менее радостно. Иногда муж подшутит:
«Ты мне, пожалуй, и сына родишь, хозяйка».
«Кого еще Бог даст, может, и дочерю догадаюсь себе родить» (дочь - помога матери, нянька детям)
«Свекры» сообщают «суседям»:
«А молодая-то наша затяжелела ведь» (довольным тоном)
Отец, понятно, ждет сына. Даже поговорка есть: сын - батюшкин, дочь - мамушкина. Для матери более или менее безразлично, кто будет ее первенький. К дочери отец относится совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят о рождении дочки с сожалением, разве одна из женщин прибавит: «Ничего, нянька будет», - и все на следующий же день забывают о девочке
Такое же отношение, впрочем,
отец проявляет и ко второму, и третьему сыну. Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком
Удовольствие отца по поводу рождения сына-первенца выражается иногда сообщением о том соседям: «Анютка-то моя сына принесла». Либо зазывая кого-нибудь в кумовья: «Выручила меня моя хозяйка - сына принесла». А дома говорят: «Молодуха наша мальчиком распросталась»
Если мать целует и ласкает ребенка, то она говорит: «Радуйся, радуйся на первенького-то». Ласковые слова матери: «Сынок мой (или дочка), хороший мой, золотой, касатик, ягодка, дитеночек милый»
Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу…Замечания эти исходят нередко от свекрови
Иногда бабка-повитуха при начале родов, для ускорения их, втаскивает родильницу в печь и там парит ее
«Свекра» идет за бабкой-повитухой.
Старается выторговать у бабки что-нибудь из положенного ей вознаграждения (полагается за «принятие» младенца - ржаной хлеб, хлеб ситный, так называемый «пирог», бумажный платок в двадцать копеек и десять копеек деньгами). Если бабка не хочет согласиться на невыгодные для нее условия, свекровь отправляется в какую-нибудь другую деревню или в дальний конец села звать другую бабку, свою родственницу, которая возьмет с нее дешевле
Является бабка - зовут ее обыкновенно обиняками, чтобы никто, кроме нее, не знал о начавшихся родах, для того, чтобы легче было роженице: «Что ж это ты, бабка, обещалась поглядеть на мою корову и не идешь?»
Молится: «В добрый час распростаться».
Набирает в рот воды, льет на руки, мылит их, если у хозяев есть мыло, и «свидетельствует» роженицу
Если роды медленно подвигаются вперед, обводит роженицу три раза вокруг стола. Либо призывает ее мужа и заставляет его три раза пройти между ногами стоящей роженицы. Если и это не помогает (собственно, если роды затянутся долее суток), служат молебен, открывают Царские Двери
Для ускорения родов женщина схватывает руками брус («висит на брусе»). Если брус высоко, то к нему привязывают две покромки, и она хватается за них руками. Перед окончанием родов покромки ослабляют, так что женщина может встать на пол на колени. Иногда женшине приходится так долго висеть на брусе, что недели две после родов у нее болят руки. Случается, что младенец рождается как раз в то время, когда она висит
Когда младенец идет «не путем», то есть вперед ногами, или согнутый, то некоторые бабки спускают роженицу с доски. Широкая доска приставляется наискосок к стене и укрепляется так. На верх доски бабка при помощи мужа кладет навзничь роженицу - головою вниз. Затем муж и бабка ее отпускают, и она быстро катится вниз головою (муж и бабка следят, чтоб она не свернулась на бок), от такого быстрого движения и некоторой встряски ребенок будто бы «выправляется» и вторично уже может пойти правильно, то есть головкой вперед
По рождении ребенка бабка перевязывает ему пупок льном или нитками. Если послед долго не выходит, то родильнице пихают в рот её косы, чтобы она подавилась, что содействует скорейшему выхождению последа
Когда послед выйдет, бабка купает младенца и обмывает родильницу, при этом бабка иногда «расправляет» головку младенцу придавая ей руками более округленную форму. Поправляют и носик младенца, если он, например, приплюснутый
У богатых бабка пребывает иногда дня по три, по четыре после родов, кормясь за их столом. А у бедных ребенок уже с первого дня совсем предоставляется матери и ее уходу
Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу, иногда даже за тяжелую - вроде замешивания хлебов и сажания их в печь. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама
При таких условиях бабе, конечно, долго «не можется»…
Крестят ребенка обыкновенно на следующий (иногда на третий) день после родов. К богатым идут охотно крестить, а к бедным неохотно, потому что «у них угощение плохое». Дело в том, что после крестин (происходящих обыкновенно после обедни) делается «крестильный» обед для кумовей: выставляется водка (по достатку), огурцы с квасом, каша, «пирог». У богатых кроме того - щи, лапша, блинцы и даже курица. Отца во время этого обеда кормят круто посоленной кашей, приговаривая: «Каково солоно было матери родить тебе сына (или дочь) - такова и тебе будет эта каша»
Кашу готовит и приносит бабка-повитуха.
После того, как ее дали отцу ребёнка, она говорит, обращаясь к кумовьям, «зацепим кашу на ложки, а крестнику вашему на ножки»
Гости кладут на тарелку медные и мелкие серебряные деньги на зубок родильнице. Собственно, кладут деньги только кумовья, да иногда отец родильницы расщедрится и положит какую-нибудь монету на тарелку
Бабка тоже ставит (подавая хлеб и «пирог») свое блюдечко на стол, и ей кладут копейки, семитки и редко кто пятак.
Когда уходят гости, их провожают «с поклонами» отец новорожденного, домохозяева - старики и бабка. Бабка остается у домохозяев, так как в круг ее обязанностей входит помочь справить крестильный обед. Она помогает и убирать после него
Когда, окончив свои обязанности, бабка уходит из дому, ей устраивают проводы.
Родильница подает тазик с водой, в которую опущен хмель. Сначала бабка моет руки, затем родильница, причем опускает в воду десять копеек - плату бабке. (Омовение делается «на легкость родильнице».)
Этот обряд называется также «серебрением бабки». Затем бабку угощают водкой, дают полагаемые ей хлеб и пирог, и прощаются с ней
Мать идет в поле на работу дней через пять-семь после родов, ребенка либо берет с собой, или, если поле близко и можно прибежать накормить ребенка, оставляет его на попечение «старухи» или старшей сестры. Если мать берет ребенка в поле, то либо просто кладет его на межу, где его «караулит» сестренка или братишка лет пяти-семи, либо, если захватила с собой в телегу люльку, кладет его в люльку, привязанную к верху поднятым оглоблям телеги
От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущени матки («золотника») принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже «совсем» ничего
Бабка правит живот, накидывая на него «махотку, то есть горшок глиняный. Положит бабу на спину, помажет ей живот гущей, опрокинет на него горшок и под ним быстро зажжет охлопок «прядева». Живот вследствие этого втягивается в горшок.
Чем горшок меньше, тем лучше. Считается, что после этого матка вправляется на свое место, и живот перестает болеть («накидывать махотку», «править живот» - плата за это один-два хлеба, немного муки или крупы). Или же бабка парит родильнице горячим веником живот; распарив, бабка его «поднимает» руками несколько раз, чтобы вправить на место золотник
«Живот» бабка еще так «правит»: помылит руки, вправит выпавшую матку на свое место, затем вдвинет во влагалище очищенную картошку, а живот (низ его) крепко перевяжет платком. Иная баба целый месяц ходит к бабке, и та повторяет ей эту операцию, пока получится облегчение. Правят живот и так: поставят женщину головой вниз, и бабка при помощи мужа больной встряхивает ее несколько раз за ноги, «чтобы живот поднялся». После этого живот опять-таки перебинтовывается
Отрывок из книги российского этнографа Ольги Семёновой-Тян-Шанской «Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из чернозёмных губерний»