Найти тему
Iren Grovsky

Сами придумали, сами обиделись

Некоторые люди считают, что обидеть никого невозможно. В принципе. Можно только обидеться. Иными словами, твоя обида на чьи-то слова или поступки — это ничто иное, как твоя реакция на эти слова и поступки. А человек в них не виноват и ответственности за них нести не может.

Говорят, на правду не обижаются. А на неправду нет смысла обижаться.

И в пример часто приводят цвет волос. Например, когда брюнетке говорят, что у неё зелёные волосы, она не должна на это обижаться. Она ведь знает, что волосы у неё на самом деле не зелёные.

Да камо-о-он... Во-первых, этот пример очень утрирован. Цвет волос — вещь объективная. Во-вторых, очень удобно пользоваться этой концепцией и тем самым развязывать себе руки и вслух говорить любой бред, приходящий в голову.

Я думаю, подобное мировоззрение — прямое следствие культуры виктимблейминга, о которой я уже писала ранее. Мол, если ты обиделась, то это только твоё дело, ты просто всё не так восприняла, а поэтому сама виновата.

Я думаю, люди не могут просто приходить к любому человеку и говорить своё непрошеное мнение о нём/его внешности/его поведении etc, ссылаясь на свободу слова. Ладно, если речь о комплиментах, но чаще всего такие люди приходят, чтобы просто что-то высрать.

Особенно так любят делать в Интернете. «Я приду писать злобные комментарии, потому что ты выкладываешь что-то в Интернет, будь готов к критике, у нас свобода слова, могу сказать всё, что захочу!»

Да нет, блин, это не так работает.

Если тебе не нравится контент, на который ты случайно наткнулся в Интернете, листай дальше, чтобы найти то, что тебе понравится. На мой взгляд, нести негатив и оскорбления в качестве мнения — это патология и это не ок.

Часто такие любители «свободы слова» возмущаются, если авторы контента блокируют их. А я считаю, что, занимаясь любым видом творчества в Интернете, ты пытаешься создать комфортное и уютное виртуальное пространство для себя. И когда из-за конкретных людей тебе становится неуютно и некомфортно в «месте», которое ты создал, ты имеешь полное право исключить этих людей из своего пространства. И всё.

Но по-новому посмотреть на мысль «обидеться — глагол возвратный» мне помог подкаст Красильниковой. Там она брала интервью у человека, которого отменили из-за множественных обвинений в изнасиловании. В какой-то момент мужчина произнёс что-то вроде (недословно): «Людей со временем может подводить память. Те девушки, которые обвиняют меня в изнасиловании, могут неправильно всё помнить. Я никого не насиловал, мы просто занимались сексом. И я не могу нести ответственность за то, как девушки воспринимали этот секс».

И проявления подобной культуры я встречаю много где. Недавно попался момент из российского шоу, где кто-то из участников произнёс слово «негр», и ему сказали, что это не корректно. Он ответил, что обиды чернокожих на слово «негр» — бред, как можно на это обижаться? Вот если его назовут белым, он не обидится!

В другом подкасте я слышала, как парень употребил слово «тёлки» в значении слова «женщины», и ведущая его поправила. Он сказал что-то вроде: «Ой, не знаю, для меня ничего такого в этом слове нет, я наравне с ним слово “пацаны” использую».

Ну, молодец, что могу сказать. Очень здорово, если тебя это не обижает и не задевает. Но на мой взгляд, во всех этих ситуациях важнее восприятие тех людей, в чью сторону обидные слова непосредственно направлены.

Если я говорю, что меня задевает, когда ко мне обращаются как к «бабе» или «тёлке», это значит, мне такое обращение неприятно. И меня так называть не надо.

Если чернокожий человек говорит, что он не хочет слышать обращение «негр», значит, не надо к нему так обращаться. И да, ссылаться на историю или говорить, что это просто шутка, тоже не надо.

Вроде это такие простые вещи, но странно, что иногда приходится их проговаривать.

Чувства людей важны. И если в наших силах сделать так, чтобы об этих чувствах позаботиться, то почему бы этого не сделать?