Как известно, отряд осуществляет свою деятельность по 24 направлениям. Каждое направление отвечает за определённую отрасль поиска, что помогает эффективнее осуществлять командную работу. Заявка о пропавшем поступает двумя способами: через официальный сайт или по телефону горячей линии. Её видят информационные координаторы. Далее старший инфорг, занимающийся информационным сопровождением и организацией поиска, принимает заявку в работу. Он находит «прозвонщика», который будет собирать информацию: связываться с заявителем и задавать уточняющие вопросы.
«Я в первый раз приехала на поиск маленького ребёнка в 2014 году в Томске, так как сама родом оттуда. Тогда ещё не было команды в регионе, на помощь приехали участники из Московского отряда. К сожалению, закончился он печально. Я ощутила в тот момент огромное чувство несправедливости оттого, что дети погибают: в лесу, в городе — так ведь быть не должно! Спустя какое-то время я уже присоединилась к поисковому отряду. Сейчас по прошествии восьми лет поиски проходят на автомате. Так, удаётся совмещать это и с работой, и с личной жизнью: я мама в декрете, сейлер на маркетплейсах», — рассказала старший информационный координатор и и.о. руководителя подразделения региона Юлия Стецюк.
«Заочно с отрядом я уже была знакома четыре года. Мой сын участвует в поисках. Я наблюдала за ним, смотрела на его горящие глаза и поражалась той силе, с которой он туда отправлялся. И вот, через какое-то время я решила сама присоединиться к отряду. Когда я пришла на учения, уже знала общие правила. До этого я сходила на «новичковую» лекцию, которую отряд проводит для людей, которые только вливаются в эту команду, поэтому мне было не сложно. Я приехала на весенние учения и тогда почувствовала себя причастной к сообществу таких удивительных людей, которые в свободное от работы и от учёбы время спасают чьи-то жизни», — сообщила новичок с небольшим опытом Марина Пуршева.
«Я приехала узнать что-то новое от опытных поисковиков, которые сегодня будут рассказывать о поисках и учить пользоваться оборудованием в режиме реального времени. Я планирую остаться до самого конца мероприятия и впервые принять участие в поисках. Ожидаю сегодня сделать для себя новые открытия в разных сферах, в которых специализируется отряд», — поделилась новичок Анастасия Лоскутова, впервые приехавшая на учения.
Как ищут людей?
Существуют разные виды поиска – информационный, ориентировка в сети, а также активный. В первых двух случаях он проходит с помощью интернета: составляется ориентировка пропавшего, которая впоследствии распространяется в сети. Параллельно с этим выполняется ещё ряд автономных задач – просмотр записей с камер видеонаблюдения и т.д. Поиск называют активным, когда поступает срочная заявка: пропал ребёнок или человек, который нуждается в медицинской помощи. Если человек потерялся в лесу – тоже готовится активный выезд. Находятся специалисты для поиска в лесной местности: координатор, оперативный картограф, связист, регистратор и инфорг. Далее готовится пост для соцесетей, составляется ориентировка, находится оборудование и происходит выезд на место пропажи человека.
Какие существуют категории поиска?
Дети делятся на категории, как правило, в зависимости от частоты их пропажи: кто-то теряется впервые, кто-то регулярно сбегает из дома. Взрослых в основном классифицируют по возрастному признаку: от 65 лет человек считается пожилым.
«У нас в пятницу в лесу потерялся 89-летний дедушка. Этот случай мы отнесли к категории срочных заявок по причине старшего возраста и потребности в оказании медицинской помощи. В отряд поступила заявка, которую ребята начали отрабатывать. На место происшествия сразу же прибыли полиция и спасатели. Они оперативно вывели дедушку из леса. Мы не успели даже доехать, так как обычно требуется часа полтора на подготовку. Хорошо, что службы успели быстро среагировать, и всё закончилось благополучно», — поделилась руководитель направления пресс-службы региона Ольга Бобкова.
Почему не принято разглашать личную информацию о пропавших?
Направление пресс-службы появилось в регионе относительно недавно, 5 февраля. Это случилось после смены руководителя подразделения.
Объём информации, который выдаёт пресс-служба, во всех регионах примерно одинаковый. Это связано с тем, что отряд занимается непосредственно поиском человека. Заявку о пропаже не принимают до тех пор, пока соответствующее заявление не поступит в полицию. По этой причине вся поисковая деятельность ограничена тайной следствия: сначала необходимо получить согласие правоохранителей, потому что в некоторых случаях полиция может запретить распространять ориентировку в Сети.
«Также для нашего отряда очень важно сохранить доверие заявителя и пропавшего. Мы всегда призываем к сочувствию, как журналистов, так и обычных поисковиков. Внутри отряда есть негласное правило: мы не обсуждаем причины. Наша цель – найти пропавшего. Потому что когда человек найдётся, он будет жить в социуме. Подростки, например, могут стать жертвами буллинга в школах, если их сверстники узнают какие-то личные подробности пропажи. Лишнее внимание к человеку в этом случае нежелательно», — добавила Ольга Бобкова.
При этом, как отмечает спикер, взаимодействие со СМИ является неотъемлемой частью поиска. Обычно к журналистам обращаются для помощи в распространении ориентировки или освещении самого процесса. В случае, если человек потерялся в лесу, и его ищут уже третьи сутки, требуется много ресурсов, как человеческих, так и продовольственных.
Могут ли люди помогать в поисках удаленно?
«У нас есть случай, когда человек с ограниченными возможностями активно помогал из дома: он был инфоргом, не выезжая на активные поиски. А вообще помощь начинается уже с обычного репоста на своей странице нашей ориентировки о том, что пропал человек», — сказала Ольга Бобкова.
По её словам, в группе «ЛизаАлерт» в социальной сети «ВКонтакте» есть контакты старших, закрепленных за направлениями, которые смогут проинформировать новичков о деятельности отряда. Также любой желающий (старше 18 лет) может приехать на поиск без прохождения курса обучения.
Кто чаще всего пропадает?
Как отметила Ольга Бобкова, люди с ментальными особенностями чаще пропадают в осенний сезон. Также круглогодично пропадают пожилые люди с первичными признаками деменции или с уже поставленным диагнозом болезни Альцгеймера или Паркинсона.
«Скоро зима, и эти люди будут подвергаться ещё большей опасности. И, конечно, подростки. Пубертатный период – вообще один из самых сложных этапов в жизни человека», — добавила она.
Какая динамика эффективности поисков?
По словам спикера, отряд проходит ежегодное обучение, как на региональном, так и межрегиональном уровнях. По итогам поисков регулярно составляются отчёты и статистика, которые впоследствии анализируются. Так, можно сделать выводы об оперативности работы и впоследствии усовершенствовать деятельность поисковиков, координаторов или инфоргов. Также с каждым годом в регионе улучшается направление внешней связи и техническое оборудование.
«Мы стремимся к тому, чтобы были налажены все условия для эффективного поиска. Отряд — это место для объединения разных людей: по работе, философии, деятельности. Все межличностные отношения остаются за пределами поиска. До слез трогательно смотреть на то, как ребята работают в команде. При условии, что эти люди даже не общались раньше, до поиска. Это история про поддержку и взаимовыручку», — резюмировала Ольга Бобкова.
Ранее волонтёры отряда «ЛизаАлерт» рассказали детям, как не потеряться в толпе.
Светлана Малахова