Недавно увидел необычную картину – мальчишек в погонах, построенных повзводно… Целый батальон. И пока народ гадал – суворовцы, нахимовцы, юнкера? – они строем уже шагали по монастырскому двору… Это были кадеты…
Из туманного далека до нас доносятся смутные звуки. Полковые смотры под барабанную дробь. Молебен у икон и настежь распахнутые глаза гимназисток... И ротмистр на плацу – прямая гусарская спина, начищенные, со шпорами-колючками сапоги и усищи до плеч. И бас самого отца-командира:
– Здорово, орлы!
– Здравь жла-ам...
–А-а-атставить!..
– Здравь жалам, ваше высокоблагордь…
Кадеты теперь в разных классах и гимназиях. Явление, однако.
В словаре Брокгауза и Ефрона читаем:
«Кадеты (от французского – младший, несовершеннолетний). В дореволюционной Франции так назывались, до производства в офицеры, молодые дворяне, зачисленные на военную службу. Из Франции название перешло во все европейские государства. В России слово «кадет» появилось одновременно с учреждением первого военного учебного заведения (шляхтерского корпуса). Кадетами стали именовать воспитанников корпусов. По преобразовании кадетских корпусов в училища и гимназии наименование это исчезло. В 1882 году оно было восстановлено в прежнем смысле.»
Ну, а потом был Октябрь семнадцатого, который изменил в жизни многое, а не только названия...
Но вот они вернулись. Кадеты. Или скажем осторожнее: они возвращаются. И изучают не только алгебру с английским (как все), но и Закон Божий, а также: как ходить строем, как обращаться с оружием… На вальс дам приглашать, между прочим… В общем, это уже другие ребята. Одно то, что всякое дело они начинают с молитвы, объяснит многое. С этим, правда. до сих пор существуют проблемы. Поборники светского образования все не угомонятся. Зато все родители – за! Потому что их дети на глазах становятся другими. Защищает корпус и поддержка правящего архиерея.
В монастыре воспитанники воронежских кадетских классов бывали и раньше. Каждая поездка для них – поощрение или, правильнее для будущего офицера сказать, – честь. Конечно, от обычных прихожан они отличались не только выправкой в храм заходили не все сразу, чтобы не создавать неудобств молящимся, а повзводно: до паперти – строем и с командиром, а дальше уже сами…К раке с мощами каждый походил со своими мыслями, и свечки ставил тоже. Только у двух мальчишек не оказалось в этот день нетельных крестов, а без них какой же ты православный? Вот и купили в церковной лавке и тут же у входа в храм надели.
Мы попросили командира разрешения поговорить с кем–то из ребят, и он тут же зычным голосом развернул к нам два взвода: выбирайте! И подходили строевым (именно строевым!) к нам ребята и докладывали: «Кадет… для ответа на вопросы прибыл!» Правильные были ответы. Четкие. Даже когда командир отошел метров на десять…
Между прочим, не удержались мы от почти приватного вопроса – насчет порки, ведь было, было в царской-то России. Мнения воспитанников не разошлись: если заслужил – получай.
Не-ет, это особенные ребята. И когда кто-то скажет о них – воспитывают, мол, из них настоящих мужиков, его тут же поправят дамы:
«Не мужиков, а мужчин». Почувствуйте разницу...
Автор Александр Косякин