- В начале 1960 года четверо двадцатилетних солдат - военных строителей, совершили подвиг. Но слава их была недолгой. Через год в стране Советов появился новый герой — Юрий Гагарин. Подвиг итурупской четвёрки через год забылся, но жизнь молодых ребят в те месяцы изменилась навсегда. Они стали моряками и получили ордена Красной Звезды за настоящий подвиг.
- Они не рвались к славе и не переживали, когда слава, слегка коснувшись их, пропала, словно её и не было. И хотя никого из них уже нет на этом свете, героями они останутся навсегда.
- Кратко о том, как сложилась дальнейшая жизнь героев, или ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОДВИГА
В начале 1960 года четверо двадцатилетних солдат - военных строителей, совершили подвиг. Но слава их была недолгой. Через год в стране Советов появился новый герой — Юрий Гагарин.
Подвиг итурупской четвёрки через год забылся, но жизнь молодых ребят в те месяцы изменилась навсегда. Они стали моряками и получили ордена Красной Звезды за настоящий подвиг.
Они не рвались к славе и не переживали, когда слава, слегка коснувшись их, пропала, словно её и не было.
И хотя никого из них уже нет на этом свете, героями они останутся навсегда.
Кратко о том, как сложилась дальнейшая жизнь героев,
или ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОДВИГА
Асхат Рахимзянович Зиганшин, татарин
Родился 13 июня 1938 года в селе Старый Утямыш Черемшанского района Татарской АССР. До армии жил в поселке Шентала Шенталинского района Куйбышевской (ныне Самарской) области РСФСР.
Скончался в возрасте 79 лет 20 июня 2017 года в городе Ломоносов, Петродворцового района Санкт-Петербурга, Россия
Младший сержант инженерно-строительных войск СССР, один из четырех членов экипажа самоходной баржи «Т-36», которая 49 дней дрейфовала в Тихом океане в январе-марте 1960 года. Кавалер ордена Красной Звезды (1960).
Почётный гражданин г. Сан-Франциско (США), почётный житель г. Стрельны. После окончания мореходного училища в 1964 году поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом. Работал на разных судах, сначала с пожарными, затем с водолазами. Женился, воспитал двух дочерей. Через 41 год вышел на пенсию в 2005 году, поселился в Петербурге. На пенсии работал сторожем на стоянке яхт и катеров на берегу Финского залива.
В одном из интервью уже на закате жизни, он признался, что и у него был момент, когда начал крепко выпивать. Научили. У нас ведь как? Любая встреча заканчивается застольем. А звали часто. Сперва выступление, потом банкет. И отказать людям нельзя, обижаются... Но сумел справиться и в последние 20 лет ни капли спиртного в рот не брал. Даже пиво не пил. Спасибо медицине, помогла.
*****
Филипп Григорьевич Поплавский, украинец
Родился в 1939 году в г. Казатин Винницкого района Хмельницкой области, УССР
Скончался в возрасте 61 года в 2001 году в г. Петергоф. Похоронен на родине — в Чемеровецком районе Хмельницкой области Украины, село Ямпольчик.
Рядовой инженерно-строительных войск Советской Армии, один из членов экипажа самоходной баржи «Т-36». Кавалер ордена Красной Звезды (1960). Окончив в 1964 году среднее военно-морское училище в Ломоносове, остался тут навсегда. Работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Участвовал в экспедициях в Средиземном море и Атлантике по наблюдению за космическими аппаратами. Проживал в Петергофе.
******
Иван Ефимович Федотов, русский
Родился в 1940 году в селе Богородское Хабаровского края, РСФСР.
Скончался в 2000 году в г. Благовещенск Амурской области, Россия.
Рядовой инженерно-строительных войск Советской Армии, один из членов экипажа самоходной баржи «Т-36». Кавалер ордена Красной Звезды (1960). После досрочной демобилизации Иван решил ехать домой, в нижнеамурское село Богородское к семье, тем более 24 февраля 1960 года он стал отцом. Правда, здесь он надолго не задержался. Руководство Благовещенского речного училища уговорило его идти учиться. Создали условия, какие ни одному курсанту и не снились. Зачислили на полное государственное обеспечение и дали квартиру. Вот только с самой учёбой не заладилось...
Каждый день к нему приходили гонцы от трудовых коллективов, воинских частей, учебных заведений, просто от граждан с просьбой выступить и рассказать уже тысячу раз рассказанное. Иван прикручивал на костюм орден, брал гитару и шёл - рассказывал, играл, пел. По нашему обычаю гостеприимства каждая встреча заканчивалась традиционно по-русски - рюмкой. Словом, Иван вынужден был взять академический отпуск. Уехал во Владивосток на китобойную флотилию. Вернулся заканчивать училище. Получил диплом судового механика. Снова уехал. Теперь уже на Камчатку. Рыбачить на сейнере. Пристрастие к «зелёному змию» уже закрепилось прочно. На этой почве несколько членов команды, среди них Иван, что-то там с судна продали, все получили сроки...
Вернулся Иван Ефимович в Благовещенск в 1978 году. До самой смерти 6 сентября 2000 года работал на Благовещенском судостроительном заводе слесарем-трубопроводчиком. Его богатырского здоровья едва хватило на 60 лет жизни. Так закончилась легенда.
******
Анатолий Федорович Крючковский, украинец
Родился 27 января 1940 года в поселке Турбов Винницкого района Винницкой области, УССР.
12 февраля 2022 года в Киеве ушёл из жизни последний из четверых - Анатолий Крючковский. На 83 году жизни.
Рядовой инженерно-строительных войск Советской Армии, один из членов экипажа самоходной баржи «Т-36», которая 49 дней дрейфовала в Тихом океане в 1960 году. Кавалер ордена Красной Звезды (1960). После учёбы в училище в г. Ломоносов попал по распределению в Североморск, но прослужил судовым механиком всего полгода — врачи посоветовали ему сменить климат. В 1964 году вернулся на родину и работал на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница», сначала на инженерных должностях, а с середины 1990-х годов заместителем главного механика. В январе 2020 года Крючковский отметил 80-летие. По воспоминаниям дочери : "Папа никогда не оставлял пищу в тарелке. И к хлебу у него было особое отношение. Если хлеб оставался, он выходил на улицу и подкармливал бездомных собак".
******
------------------------------------------------------------------------------------------
И х р а с с к а з
о 49 д н я х
В Сан-Франциско срочно прибыл из Вашингтона собкор «Известий» Юрий Барсуков, который встретился с пришедшими в себя солдатами, передал в редакцию репортаж и первое интервью с героями.Вот что он записал со слов четверки отважных :
"... Это началось 17 января. Дули сильные ветры, очень опасные в этих местах. Команда поддерживала связь с берегом через каждые 10 – 15 минут. Ураган разорвал стальной трос и баржу понесло к берегу. Тревога! Команда сообщила на берег о своем бедственном положении. Запустили двигатели и пытались отойти к заливу, чтобы бросить там якорь. Этому маневру помешали ветер и плохая видимость. Моторы были заглушены. Баржа легла в дрейф. Он продолжался 45-50 минут, и снова баржу стало прибивать к берегу. Чтобы избежать опасности быть выброшенными на берег вновь включили моторы и попытались отойти от берега. Так повторилось несколько раз.
Направление ветра вдруг резко изменилось и баржу стало уносить ы открытый океан.
Команда в последний раз доложила о своем бедственном положении. Моторы заглохли. Сильной волной сбило ящик с углем, бочку с маслом для двигателей. Это было уже ночью 27 января.
На следующее утро продолжались попытки спасти баржу, в трюме которой набралось много воды.
Из продовольствия на барже было ведро картошки, полтора кг свиного жира, полторы банки свиной тушенки и буханка хлеба, питьевая вода в специальном баке.
Попытались откачать воду из трюма. Обогревались, ложась на горячие капоты моторов. Растапливали бочку, ломая ящики, разрезая автомобильные покрышки-кранцы, которые были на барже. Потеряли всякое представление, куда нас несет.
Прошла неделя, другая. Время коротали за чтением книг, случайно оказавшихся у Ивана Федотова. Поплавский играл на старой гармошке …
Питьевая вода закончилась. Собирали дождевую. Часто вспоминали родных, товарищей по службе, не теряли уверенности что рано или поздно будем спасены. Только бы выдержать! Вначале готовили обед раз в сутки, затем через сутки. 27 января у Крючковского был день рождения, ему исполнился 21 год. Вся команда отметила эту дату «морским» обедом.
На исходе был февраль. Продукты кончились. Резали сапоги, выварив кожу в воде, поджаривали ее и ели. Чтобы сберечь силы, проводили время лежа в кубрике, стараясь как можно меньше двигаться. Днем 2 марта впервые заметили корабль, который проходил на далеком расстоянии. Сигналы остались незамеченными. Корабль прошел мимо.
4 марта, проснувшись среди ночи, Асхат Зиганшин заметил в темноте огни. Он стал факелом подавать сигналы бедствия. Но и этот корабль прошел мимо.
7 марта в два часа дня опять заметили корабль. Но и он из-за сильного шторма не заметил баржи.
В 4 часа дня 7 марта услышали шум приближавшихся моторов. Над баржей один за другим пронеслось несколько самолетов. Они заметили сигналы, и один самолет стал кружить над баржей.
Скоро появились вертолеты. Они сбросили стальные тросы с петлями. Подошел корабль. С палубы в рупор, на ломаном русском языке кричали : «Это помощь вам». После этого вертолеты доставили команду баржи на борт корабля, который оказался американским авианосцем, следовавшим из Японии в Сан-Франциско.
Так все и произошло ..."
---------------------------------------------------------------------------------------------
Благодаря Главному редактору газеты Алексею Аджубею (зять Н.С.Хрущева, 36 лет) 16 марта 1960 года «Известия» вышли с полосой под общей шапкой «Сильнее океана» (в интернете она упоминается до сих пор, правда, под названием «Сильнее смерти!»).
Для полосы были организованы встречи с родственниками героев, а парижский корреспондент передал короткое интервью со знаменитым французским врачом Алленом Бомбаром. В 1952 году в порядке научного эксперимента на надувной резиновой лодке он пересек Атлантический океан, доказав, что человек может выстоять в борьбе со стихией, питаясь только выловленными морепродуктами.
— Это совершенно изумительная эпопея, — сказал «Известиям» Бомбар. — Вдохновляющий пример для всех, кому приходится вступать в единоборство с океанской стихией.
******
Наши солдаты тем временем возвращались на родину — через Нью-Йорк и Париж. И везде их ждал восторженный прием. В Москве четверку встретили как подлинных героев, газеты напечатали приветственную телеграмму руководителя страны Никиты Хрущева и указ о награждении солдат орденами Красной Звезды. Представляли их и к званию Героя Советского Союза, но против выступил министр обороны Родион Малиновский. Он лично принял солдат, объявил о досрочном увольнении из армии и каждому вручил штурманские часы — «чтобы больше в океане не блуждали».
Та самая 3-я полоса газеты "Известия" от 16 марта 1960 года
Сейчас о «четверке» вспоминают редко, ведь в живых никого из них уже не осталось. А. Зиганшин и А. Крючковский долго мечтали вновь побывать в Сахалинской области, на Итурупе. Мечта сбылась только в 2007 году, но не полностью. На Сахалине программа пребывания включала официальные встречи «на высшем уровне», юбилейную конференцию в честь 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и США (1807-2007гг), общение с прессой. Вот только вновь побывать на Итурупе у Анатолия Федоровича и Асхата Рахимзяновича не получилось. Как всегда помешала погода – о ней легендарные путешественники хорошо помнили. Позже они узнали, что гарнизон Итурупа и жители острова должны были их встретить с настоящим духовым оркестром и катанием по заливу на барже – копии той самой «Т-36», которая когда-то на 49 дней стала приютом для четверых обычных советских парней.
Вечная память ребятам из СССР!
******
Вот что писали в статьях и заметках на этой полосе :
ХЛОПЕЦ ИЗ ЧЕМЕРОВЦЕВ
ЛАСТОЧКОЙ-КАСАТКОЙ облетела славная весть селение Чемеровцы и прежде всего заглянула в хату, где живет 62-летняя колхозница Александра Юлиановна Поплавская. Это ее младший сын Филипп Григорьевич Поплавский вместе со своими мужественными друзьями победил грозную стихию.
Мы посетили семью Поплавских в тот час, когда Александра Юлиановна, развернув свежую газету, говорит дочке Сонечке :
- Читай! Сто раз прочитай!
Она не прятала слез – слез радости. Мать уже видела, как ее
Филипп после всего пережитого вернется домой и сядет рядом за стол …
К Поплавским приходят соседи, знакомые. Вот и дочка Мария с
мужем поспешили из соседнего села Кугешвец. Тут и дочка
Эльма, товарищи Филиппа – Иван Березовский, Виктор Шутько.
Вспоминали о школьных спартакиадах, о грамотах, которыми награждали Филиппа за участие в художественной самодеятельности, о том, как он после семилетки решил стать строителем : «Учиться никогда не поздно, поработаю, а потом и за науку возьмусь».
Стал Филипп строителем, вместе с Иваном Березовским и Виктором Шутько строил дома, районный Дом культуры.
А затем служба в армии. И оттуда в материнский дом шли
добрые вести.
О подвиге Филиппа Поплавского и его сослуживцев узнал весь мир. Таким хлопца из из Чемеровцев воспитала наша советская жизнь.
Мы присоединяемся к сердечному материнскому слову :
- Гордимся тобой, Филипп! Скорее приезжай на Родину, тебя ждут хорошие друзья.
А. МАЗНИЦКИЙ,
сотрудник районной газеты «Прапор Ильича»,
Село Чемеровцы, Хмельницкая обл., 15 марта. (По телефону).
******
ВЕРЕН ПРИСЯГЕ
Один из четверых отважных – рядовой Иван Ефимович Федотов родился и вырос в Хабаровском крае в селе Богородское, раскинушемся на живописном берегу величавого Амура.
Настал срок – проводить односельчанина Ивана в армию. Герою тогда минул 21 год. Осталась дома жена Ираида. Прощаясь с ней, попросил :
- Родится сын, назови Александром.
И вот – воинская часть, его новый дом. С волнением произносил боец слова присяги «… Я клянусь … до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей советской Родине и Советскому правительству».
Не знал тогда солдат, какие испытания выпадут на его долю. Не знала и Ираида, что Сашок появится на свет, когда его отец вместе с тремя друзьями почти пятьдесят дней и ночей будет вести беспримерный поединок с рассвирепевшим океаном.
… Многолюдно в эти дни в доме Федотовых. Люди идут, чтобы от души сказать спасибо родителям Ивана – Ефиму Трофимовичу и Евдокии Васильевне, вырастившим такого замечательного сына. Приходят, чтобы поздравить Ираиду с рождением первенца – он появился на свет три недели назад.
С волнением ловит семья Федотовых каждую весточку об Иване и его товарищах. Вместе с ними, вместе с односельчанами Ивана, вместе со всем советским народом мы желаем мужественному воину и его товарищам скорейшего возвращения на родную землю.
******
Говорит Атлантика
САН-ФРАНЦИСКО, США
Асхату Зиганшину, Филиппу Поплавскому, Анатолию Крючковскому, Ивану Федотову.
Пересекая Атлантический океан, услышали о вашем несгибаемом мужестве, о вашей нелегкой победе в схватке со стихией. Комсомольско-молодежный экипаж дизель-электрохода «Днепрогэс» всем сердцем гордится вами, наши славные дорогие товарищи. Наша искренняя благодарность американским морякам и летчикам, оказавшим помощь мужественной четверке советских людей.
Капитан ИВАСЕНКО, первый помощник
капитана БУШУЕВ,
председатель судового комитета ВТЮРИН.
*****
МОСКВА, ГАЗЕТА «ИЗВЕСТИЯ»
Гордимся подвигом наших четырех мужественных соотечественников. Из кубинского порта Антилья моряки турбохода «Физик Вавилов» просят редакцию «Известий» передать наш самый горячий сердечный привет героической четверке.
По поручению экипажа капитан ГАРАГУЛЯ.
******
АЛЕН БОМБАР : ИЗУМИТЕЛЬНАЯ ЭПОПЕЯ
Если вы хотите знать, кто такой Ален Бомбар и что дает ему право так оценить 49-дневный героический дрейф четырех советских людей, прочтите его книгу «За бортом по своей воле». В 1952 году он, молодой французский врач, переплыл на надувной резиновой лодке Атлантику, питаясь только тем, что мог дать ему океан. Сейчас доктор Ален Бомбар известен во Франции и во всем мире своими исследованиями спасения жизни людей, потерпевших кораблекрушение.
Сегодня мы связались по телефону с городом Аньяк, где живет доктор Бомбар. Он уже знал по сообщениям газет и радио о необыкновенном и отнюдь не добровольном «путешествии» четырех советских людей, длившегося 49 дней в Тихом океане.
- Это совершенно изумительная эпопея. Она меня очень интересует, - взволнованно сказал доктор Бомбар. – К сожалению, еще неизвестны подробности этой истории, позволяющие сделать определенные выводы. Однако уже сейчас очевидно ее поучительное значение. Четверо советских людей, сумевших столь длительное время и в таких трудных условиях бороться против сил приро ды, явили своим мужеством вдохновляющий пример всем морякам, всем, кому приходится вступать в единоборство с океанской стихией.
С. ЗЫКОВ
ПАРИЖ. 15 марта (По телефону) соб. корр. «Известий»
******
******
В народе слава мужественной четверки зашкаливала. О них слагали песни, прибаутки, частушки. Одну из своих первых песен в 1960 году им посвятил Владимир Высоцкий, а по экранам страны прошел художественный фильм «49 дней». Хотя Зиганшин с товарищами не обладали музыкальными талантами, но в истории отечественного рок-н-рола они оставили след при помощи композиции под названием «Зиганшин-буги».
Отечественные стиляги конца 50-х начала 60-х годов, создали песню на мотив «Rock Around the Clock», посвящённую дрейфу Т-36:
Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают.
Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,
Зиганшин — парень из Калуги,
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин слопал свой сапог.
Поплавский-рок, Поплавский-буги,
Поплавский съел письмо подруги,
Пока Поплавский зубы скалил,
Зиганшин съел его сандали.
Дни плывут, плывут недели,
Судно носит по волнам,
Сапоги уж в супе съели
И с гармошкой пополам…
Разумеется, сочинять подобные "шедевры" куда проще, чем выжить в таких условиях. Но правда истории такова!
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ И ГОЛОСУЙТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ". ПО РЕЗУЛЬТАТУ ГОЛОСОВАНИЯ ТЕМА "ЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ" МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДОЛЖЕНА.