После телемоста с Никитиной я набрал комиксов в Публичке, а ещё один у одолжил у Юры, так что в течение какого-то времени буду рассказывать о них. Возможно, про те, что в публичке, будет скопом, но для начала о комиксе от Юры.
Это сборник из четырёх работ Никитиной разных лет, и о каждой есть что сказать.
1. Книга Тела.
Здесь и далее по тексту есть момент с тем, что Юлия Никитина во всех представленных работах рисует больше про эмоции и образы, нежели про какой-то сюжет. Исключения есть, но не в этом сборнике.
Я это к тому, что без пояснительного текста в начале сборника я мог бы и не догадаться, что Книга Тела — это про то, «как женщина живёт тело, и как женское тело живёт в культуре». Страницы переходят одна в другую, местами без видимой связи. В образы можно вдумываться, но нарочито ощущение, что их нужно чувствовать, проживать. Что-то здесь напоминает мистическую символику. Что-то — феминистическую. Разобрать повествование не получается, но определённо, нарисовано интересно.
Я вряд ли найду конкретную страницу, но пролистав четыре книги, я начал замечать повторения некоторых лиц у Никитиной. В Книге Тела я видел девочку из Путешествий Чародея. Несколько смазывает впечатление.
2. Разделение.
Комикс про лечение от неуточнённых проблем. В предисловии написано, что изначально речь шла о внутреннем кровотечении, но комикс про проблемы как физические, так и ментальные.
Здесь есть сюжет, но сказать о нём что-то определённое сложно. По крайней мере, без спойлеров. А история очень короткая. И она про разделение себя на части с целью абстрагирования. Типа, если это часть меня, то её можно мысленно отсечь каким-то образом без потерь. Я не я, и рука не моя.
С рисунком здесь интересные метаморфозы происходят, Юлия не стесняется просто пустить текст по кадру. А тем временем в соседних клетках располагаются интересные образы, наглядно иллюстрирующие идею.
Очень плотная классная работа.
3. Моя бабушка стала земляникой.
Самая яркая в плане цветов работа из представленных в сборнике. И насыщенная эмоционально, но это как раз в целом свойственно Никитиной.
В целом, это про проживание смерти близкого человека через воспоминания о нём. Очень светлая по настроению работа, подсвеченная образами из прошлого. Какой Юлия запомнила свою бабушку.
Нарисовано очень здорово, от прочтения становится тепло в мыслях.
Я бы повторил, что очень плотная классная работа, но это в целом резюме на все известные мне работы Юлии. Кроме одной, но там она выступила иллюстратором. Дойдём до этого потом.
4. Тихие Голоса.
А это вот как раз прям плотно про ментальные проблемы. Если Разделение было про абстрактные проблемы со здоровьем, то здесь конкретно речь о тревожности и страхе… общества, пожалуй. Я, как вы понимаете, не специалист. В Дневнике штормов Юлия чуть подробнее пишет про свою тревожность, но не сказать, чтобы прям сильно.
Тихие Голоса — они про выздоровление через плотное одеяло лекарств. Главной героине — по сути, как я понимаю, самой Юлии — прописывают лекарства, и это тоже тяжёлый опыт. Потому что приходится куда больше спать, наваливается усталость, и к тому же это не снимает до конца тревожность, скорее ставит на неё фильтр.
Как я и говорил, комикс-состояние. Здесь есть текст, но он больше именно про то, как героиня себя чувствует, как она с этим справляется. Всё это показывается через метафорические образы, прекрасно нарисованные.
Тут стоит отметить, что у меня мало есть слов для описания рисунка Юлии. Толстые линии, притушенные обычно цвета. Такие, наверное, называют пастельными. Очень много оттенков синего, прям впечатляющее разнообразие. А ещё у Юлии часто в рисунках появляются снежинки, и они все уникальные и красивые.
С такого сборника я начал более подробное знакомство с творчеством Юлии. До этого мне были доступны лишь маленькие истории в сборниках и, собственно, «Путешествия чародея». Основной вывод такой, что нам очень повезло с талантом Юлии. Это необычный автор с интересным ходом мысли и уникальным жизненным опытом, который она транслирует в свои комиксы. Но это слегка забегая вперёд.
По итогу сборника было скорее просто здорово. Опять же, каждая из работ нарисована с экспериментами — тут в цвете, там в композиции кадров. И истории неизменно впечатляли. Что не может не радовать в целом.
Пока у меня всё, увидимся в заметках о других работах Никитиной.