Восстание с языческим оттенком пронеслось в 1071 году по Ростовской земле. Во всем виноваты – голод и неурожай. Два волхва из Ярославля вели людей по Волге и Шексне до Белоозера и совершали ритуальные убийства «лучших жен». Это нынешние территории Вологодской и Ярославской областей.
По одной версии, знатные женщины якобы прятали съестные припасы. Еще по одной – некие женщины при помощи магической силы мешали урожаю и обрекали соплеменников на голод. А определить колдуний могли языческие волхвы. Почему же убивали именно женщин – никто точно не знает.
В момент восстания в Ростовской земле находился киевлянин Ян Вышатич с отрядом и одним христианским священником. Они собирали дань для князя. У посланников власти случилась стычка с восставшими, в ходе которой был убит священник. При помощи угроз Ян Вышатич добился от белозерцев выдачи волхвов для суда и расправы над ними.
Зачинщиков восстания – ярославских язычников – пытали, выдергивали им бороды, а затем убили. Трупы волхвов повесили на высоком дубе на перепутье Волги и Шексны. Ночью, как записал летописец, на дерево залез медведь и растерзал тела.
В летописи упоминается, что после выдачи между волхвами и Яном Вышатичем состоялась религиозная дискуссия. Язычники якобы признали, что их боги не смогут их защитить: «не быти нам живым от тебе».