Найти тему
Sally

Не женское это дело – быть бурилой

В 1915 году был выдан первый диплом инженера-нефтяника. Эта секунда изменила мировую экономическую систему. Трубопроводы, словно сосуды, пронизывают Землю. Нефть, словно кровь, течет по венам и питает экономику планеты. Сегодня нет ни одного человека, не связанного с нефтью. Она повсюду: в новостях, в голове, в телевизоре и даже в предметах, которые находятся рядом с нами. Да, это не шутка: пластмасс, полиэтилен и прочие материал изготовлены из нефти.

Но прикоснуться к черному золоту не так-то просто, особенно женщинам, идущих в эту профессию. Мы спросили студенток РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина: какой он мир нефти.

«Пока в земле есть нефть и газ таится в недрах» девушки сталкиваются с гендерной дискриминацией. Им приходится несладко даже в стенах университета. Преподаватели грубо и даже панибратски общаются с аудиторией. Конечно, сложно заметить одну хрупкую девушку среди широких мужских спин, наполняющих кабинет. «Что вы, как бабы?», — ненароком спрашивают профессора у своих студентов. Простого обывателя эта фраза смутит и поставит в тупик, но сильные леди нисколько не смущаются, даже пропускают мимо ушей. Студентки принимают правила «мужского» ВУЗа.

Никто не скрывает и не отрицает, что бурение — не женское дело. Слабый пол по природе своей не сможет долго находиться на вахте: географический фактор, экстремальные условия проживания, отсутствие женской рабочей одежды. Казалось бы, последнюю проблему легко решить, но это экономически неэффективно для компаний. Большая часть вахтовиков — мужчины. На них и шьют одежду. Противоположный пол получает тот же самый комплект, но маленького размера. Это мужские лекала. Почему же не запустить женскую линейку костюмов? Будем честны, девушки очень редко доезжают до вахты. Некоторые по пути к ней выходят замуж, и, как бы сказал преподаватель ВУЗа, «сидят в теплом доме, готовят мужу супчики». Другие — меняют сферу деятельности. Тех немногих кому повезло (или не очень) добраться до куста, можно пересчитать по пальцам.

Автор фото: КП РФ
Автор фото: КП РФ

Есть обратная сторона медали экономической выгоды. Каждый вахтовик обязан соблюдать правила безопасности на буровой. Ни один из них не имеет права носить то, что удобно или в женском аспекте — то, что по размеру. У женщин нет возможности взять из дома свои ботинки, маски, термобелье. Девушкам приходится закатывать штанины и рукава курток, веревками подвязывать штаны, надевать 50 пар шерстяных носков, чтобы надеть и не потерять «туфельку», и сильно утягивать резинки очков.

Работу на буровой иногда сравнивают с шахтерской. Она физически тяжелая, условия проживания далеки от пятизвездочного отеля, а по ночам вокруг ночлежки бродят белые медведи, волки воют на луну и любуются северным сиянием. Кто же способен не только выжить, но и ответственно выполнять рабочие задачи в таких условиях? Выстроив нехитрую логическую цепочку и позволив себе немного пофантазировать, на ум приходит образ крупного, высокого, бородатого мужчины, со сдвинутыми до переносицы густыми бровями, орлиным носом и тонкими, еле проглядывающими из-под бороды губами. Такая аудитория преобладает на вахтах.

Нефтяники по природе своей грубы, но твердо знают свое дело. Людей, которые с большой ответственностью подходят к своей работе. Они умеют принимать решения, от которых будет зависеть безопасность коллектива.

Автор фото: Добывающая промышленность
Автор фото: Добывающая промышленность

Многие специальности недоступны девушкам. В вертикально интегрированных нефтяных компаниях женщины не могут быть супервайзером, за исключением «Шлюмберже», или помбуром (помощником бурильщика). Полностью обвинять мужчин нефтяников в гендерной дискриминации нельзя. Отчасти предвзятое, высокомерное отношение к девушкам связано с неумением экологично общаться с экспертами противоположного пола. Выше мы описывали образ нефтяников. Вряд ли такой суровый мужчина задумается о подборе правильных слов, чтобы выразить свое профессиональное мнение.

По мнению Чарльза Дарвина выживает тот, кто лучше всего подстраивается под изменения. Пройдя этот нелегкий путь, который начинается в стенах университета, женщина-нефтяник становится сверхличностью с прокаченными soft и hard skills. Гармоничное сочетание глубоких знаний и блестящих навыков делового общения обезоруживает и заставляет сомневаться в себе тех, кто считает себя «царем горы». Не будем забывать народных пословиц, и вспомним кто в них был шеей, а кто только головой.