"Все началось почти сразу после 24 февраля. Люди решили, что они хотят и могут поработать на общее дело.
В ДНР и ЛНР пошли гуманитарные конвои с необходимыми грузами — продукты, лекарства, детские и взрослые вещи, предметы гигиены, гостинцы. А также грузы для воинов.
Все быстро разобрались в номенклатуре этой новой благотворительности: дроны, глушители, броники, каски, очки, прицелы.
Телеграм-каналы, собравшие под своим зонтиком десятки тысяч подписчиков, делают сборы в несколько миллионов за три-пять часов.
Беспрецедентные скорости и суммы.
Все подробно документируется, ведутся списки закупленной продукции.
Выкладываются отчеты — с фотографиями закупленного, с распаковкой коробок, с видеописьмами, в которых воины благодарят за присланные в помощь приборы и амуницию. Хотя никто ничего не требует, но отчитываться — хороший тон, наложенные добровольно на себя обязательства.
Открытость, активная позиция, взаимная подотчетность, институт репутаций — все то, чего так долго желали нам и на отсутствие чего так сетовали прогрессивные правозащитники, — возникает на наших глазах. Гражданское общество — то самое, которого так долго ждали, возникло почти сразу после 24 февраля.
И это не общество получателей грантов и разоблачителей "режима".
Обычные, рядовые наши люди — из соседнего подъезда, из автобуса, из магазина.
Я, ты, он, она.Профессия, занятие, благосостояние, семейное положение неважны.
Движение охватило почти всех.
Все те, кто тратит свое время на благотворительность и волонтерство, делают даже нечто большее, чем просто помощь армии и добровольцам.
Они помогают всем, кто хотел бы поучаствовать, но не знает как.
Всем, кто находится дома, занят привычными семейными и рабочими делами, но ощущает, что прямо сейчас творится великая история и великая драма.
Всем, кто не имеет другой возможности прикоснуться к настоящему общему делу.
Летят на банковские карты сторублевки и тысячные, собираются огромные суммы, текут потоки ценных грузов из России в южные земли.
Старая добрая медицинская благотворительность не могла представить подобных масштабов — обычно для сборов нужна реклама, ролики по телевизору, на сайтах, на радио.
Считалось что без маркетинга добра идея не работает. Сейчас мы наблюдаем, как одно объявление в Сети вызывает волну пожертвований.
А чаще и объявлений не надо. Граждане сами ищут, куда и кому перечислить.
И все эти люди знают, что не получат благодарности и славы, их не назовут "хорошими русскими".
В Великую Отечественную люди собирали средства в Фонд обороны. Каждый шестой танк или самолет был построен на средства граждан.
Когда-нибудь историки подсчитают и взвесят на научных точных весах наши малые пожертвования.
Но уже сейчас понятно: помогая другим, мы всегда спасаем себя.
От уныния, страха, неверия. Волонтеры — это настоящая армия оптимистов.
Гражданское общество, которое работает на победу и руководствуется идеалами гуманизма, — вот что случилось с нами после 24 февраля.
Наталия Осипова