В ночь на 27 февраля 1942 года - попадание 1000-фунтовой английской авиабомбы, пробившей верхнюю палубу и взорвавшейся на броневой палубе около башни А («Антон»). Ущерб был усилен детонацией всего боезапаса данной башни, в результате чего кораблю нанесены сильнейшие повреждения. Погибло 112 и ранен 21 член экипажа. Восстановление корабля как боевой единицы было возможно, но стоимость ремонтно-восстановительных работ оказалась огромна. Рассматривался вопрос об одновременном ремонте и реконструкции корабля с оснащением его 38-сантиметровыми орудиями.
Это - цитата из Википедии, а речь идет про немецкий линейный крейсер Гнейзенау, который после таких увечий "почил в бозе", но его орудия были пристроены немцами в соседние страны, которые в это время находились под их контролем.
Башня с тремя орудиями была установлена в форте Эустротт на побережье Норвегии для защиты входа в Тронхеймс-фьорд.
А две башни с двумя орудиями (обведены красным на фото) были установлены в Дании для отражения нападения с востока.
Уходя из Дании, немцы их не забрали, оставили датчанам, которые в 1953 году построили вокруг них форт Стевсфорт.
Сейчас в нем располагается музей, про который я написала здесь:
К пушке номер 1 можно подойти:
Вторая пушка находится за забором, на неё можно посмотреть издалека:
А в первую можно даже зайти - с экскурсоводом:
На табличке с пояснениями сидит много мух. Мёдом им там, что ли, намазано?
Такая пушка могла стрелять на расстояние до 23 км.
Заходим в дверцу, расположенную сзади:
Все 27 человек разместились внутри, но было тесновато. Нам сказали, что одновременно здесь работали 16 человек - наводчики, подаватели снарядов, крутильщики разных ручек, командир.
Место наводчика:
Наводчик был единственным, у кого был доступ к окошку:
Но из окошка вряд ли много можно увидеть. Наблюдение за целью всё же осуществлялось при помощи перископа. А огромная воронка над ухом - для коммуникации с ответственными за выстрел.
Другая часть воронки располагалась здесь:
Две пушки, по объяснению экскурсовода, работают отдельно друг от друга, так что у каждой свой расчёт. И все они толкутся на этом маленьком пространстве, где после каждого выстрела у пушки случается отдача на полметра.
Снаряды в пушку вставлялись вручную, при этом она могла стрелять каждые 10 секунд. А ведь снаряд не только положить надо, но еще и в ствол затолкать вот этой длинной штукой на потолке:
Во время "работы" внутри батареи творился ад: пушка нагревалась, выходили пороховые газы, отдача, от которой приходилось отскакивать в сторону:
Это сейчас снаряды аккуратно поставлены у стеночки:
Но понятно, что их хватило бы всего на минутку, поэтому основная часть снарядов находилась внизу, и подавалась к пушке по шахте:
Вот так действовала эта система:
Под землей существовал по сути целый заводик (или мастерская) по производству и хранению снарядов.
Отсюда снаряды подавались наверх к пушке:
По специальному лифту:
Всего на складе имелось 4 вида снарядов:
К счастью, этой батарее не пришлось выполнять свою функцию, потому что холодная война тогда не перешла в горячую. Но подумать страшно, каково было здесь работать - среди взрывчатки, которая в любой момент могла сдетонировать:
Не знаю, насколько "производительными" были такие орудия. Конечно, в данном конкретном месте они отпугнули бы суда противника и не дали высадится десанту, но десант мог бы высадиться и в другом месте, где не было таких пушек, разве нет?
А сейчас пушка стоит на фоне миролюбивого датского ландшафта:
Вот такая история у пушек, которые сначала служили на немецком линкоре (между прочим, он однажды потопил английский авианосец ! Не в одиночку, правда, с другим линкором). Затем эти пушки "защищали" данию от советской якобы угрозы, а сейчас на них глазеют туристы.
Пошли бы вы в такой музей?
Если вам интересна эта статья, подписывайтесь на мой канал!
Я продолжение напишу:-) Там еще катакомбы под землей есть!
А вот и продолжение!
PS. А еще в музее есть маленькая пушечка. Тоже, говорят, с корабля. А другие говорят, что на кораблях таких не было, т олько лафет с корабля.
Как вы думаете, это пушка с корабля или наземная?