Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2023 года. Вырос до 0,7 трлн руб. профицит сентября, дефицит с начала года сократился до 1,7 трлн руб. Увеличивается вероятность выполнения плана по доходам 2023 года, но вызывает вопросы 2024 год. Росказна прояснила статистику по НДС. ГИИС "Электронный бюджет" поставил в тупик. Разберу статистику в начале и сделаю оценку на 2024 год после.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Доходы с начала года достигли 19,7 трлн руб. Ежемесячные поступления выросли до 2,7 трлн руб. в сентябре против 2,5 трлн руб. в августе. Бинго: в январе-сентябре 2022 года бюджет тоже получил 19,7 трлн руб.
Годовой план по доходам 26,1 трлн руб. выполняется, если бюджет получит 2,1 трлн руб./месяц в оставшемся периоде.
Новая оценка Минфина по доходам в 2023 году: 28,7 трлн руб. Это возможно, если 4 квартал принесет 9 трлн руб. или 3 трлн руб./месяц. Вероятность ненулевая, но цифра не выглядит легкодостижимой.
Нефтегазовые доходы в сентябре: 740 млрд руб. против 640 млрд руб. в августе. С начала года нефтегазовые доходы достигли 5,6 трлн руб. в сравнении с 8,5 трлн руб. в январе-сентябре 2022 года.
Годовой план 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов выполнят при средней цене Brent 90 долл. США/баррель и среднем курсе 130 руб./долл. США за октябрь-ноябрь 2023 года. Рост котировок Brent до 100 долл. США/баррель или сокращение дисконта Urals смещают баланс к курсу 115 руб./долл. США. Подробности по нефтегазовым доходам в публикации "Нефтегазовые доходы сентября: отставание от плана 2023 некритично". Могут компенсировать недобор ненефтегазовые доходы и windfall tax.
НДС вырос: 1245 млрд руб. против 1001 млрд руб. в августе. Результат с начала года: 8,5 трлн руб., что превышает 6,9 трлн руб. за январь-сентябрь 2022 года. Бюджет должен получать 0,6 трлн руб./месяц, чтобы выполнить годовой план 10,4 трлн руб.: поступления идут с опережением.
НДС разогнался к сентябрю. График показывает сезонность поступлений внутри квартала. Выбиваются из статистики 1 и 4 кварталы. Динамика практически линейная без этих данных. Можно ожидать сокращения поступлений НДС до 0,8 трлн руб. в октябре, что некритично для годового плана.
Росказна дает раздельные данные по внутреннему и импортному НДС с задержкой на 1 месяц. Поступления по импортному НДС держались на уровне 370-375 млрд руб./месяц в мае-июле, выросли до 452 млрд руб. в августе. Это объясняет давление на рубль, но какая часть импорта относится к рознице – вопрос: высокая ключевая ставка влияет на розничную компоненту.
Налог на прибыль: 217 млрд руб. в сентябре против 144 млрд руб. в августе. Результат с начала года: 1,4 трлн руб. Бюджет получил 1,3 трлн руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2022 года. Рост нефтяных котировок и слабый рубль помогают зарабатывать сырьевым компаниям.
Необходимо собирать 0,2 трлн руб./месяц, чтобы выполнить годовой план 1,6 трлн руб.
Дефицит бюджета
Дефицит бюджета с начала года сократился до 1,7 трлн руб. в сравнении с 2,4 трлн руб. января-августа. Расходы держали под контролем, доходы выросли. Четвертый квартал выглядит сложным.
Плановые расходы на год: 32,4 трлн руб. по информации ГИС "Электронный бюджет". Плановый дефицит: 6,3 трлн руб. в сравнении с первоначальной цифрой 2,9 трлн руб. Неожиданный поворот.
Расходы составят 3,7 трлн руб./месяц, чтобы выйти на 32,4 трлн руб. по итогам года: серьезный навес на конец года. Минфину удалось потратить 3,1 трлн руб. в январе и апреле. Цифры за октябрь увидим через 2-3 недели.
Перенос 11 трлн руб. госрасходов на 4 квартал поддержит инфляцию: борьба Банка России с ценами не закончена.
Источники финансирования дефицита:
- Нетто-выручка от размещений ОФЗ в январе-октябре 2023 года: 1,2 трлн руб., если учитывать сентябрьское погашение еврооблигаций на 3 млрд долл. США. Остаток плана на 4 квартал: 0,4 трлн руб. Оценка по году: 1,6 трлн руб.
- Средства ФНБ, включая декабрьские 1,6 трлн руб.: 2,2 трлн руб.
- Итого: 3,8 трлн руб.
Минфин оценил доходы 2023 года на уровне 28,7 трлн руб. При такой оптимистичной оценке 3,8 трлн руб. хватит для закрытия расходов 32,4 трлн руб. ФНБ похудеет в конце года, если расчеты Минфина не оправдаются.
Итоги
Высока вероятность выполнить план по доходам 26,1 трлн руб. в 2023 году, но оценка Минфина 28,7 трлн руб. выглядит друднодостижимой. Будут проблемы с источниками финансирования дефицита, если Минфин ошибается: придется использовать Фонд национального благосостояния, ФНБ. Нефть с рублем поддержат бюджет, но потребуется сильное движение котировок.
Давление на цены может вырасти из-за увеличения плановых расходов до 32,4 трлн руб.: 11 трлн руб. потратят в 4 квартале. Придется забыть о скором снижении ключевой ставки, если Банк России будет последовательным.
Первый взгляд на бюджет 2024 года:
- Плановые расходы: 36,7 трлн руб.
- Плановые доходы: 35,1 трлн руб.
- Нефтегазовые доходы: 9,7 трлн руб. выглядят реалистично при среднегодовом курсе 90,1 руб./долл. США и цене Brent 85 долл. США/баррель
- Ненефтегазовые доходы вызывают вопросы:
внутренний НДС растет с 6,9 трлн руб. в оценке 2023 года до 7,7 трлн руб.
импортный НДС увеличивается с 4,5 трлн руб. в оценке 2023 года до 4,8 трлн руб.
Рост внутреннего НДС на 11% выглядит странно на фоне борьбы Банка России с инфляцией через охлаждение спроса. Остаются госрасходы, но это поддержит рост цен. Надеюсь, что 11% не станет ориентиром по инфляции на следующий год.
Сохранится или увеличится давление на курс рубля, если верить плану по импортному НДС. Рубль поддержат только рост экспорта и сырьевых цен.
Детально погружусь в бюджет 2024 в конце года.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.