Минфин опубликовал данные по нефтегазовым доходам за январь-сентябрь 2023 года. Вероятность выполнения годового плана снижается после обвала Brent до 85 долл. США/баррель. Сначала представлю статистику по доходам, затем оценку по 2023 году, в конце нестыковки бюджета 2023 года и нефтегазовые доходы 2024 года.
Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать риски.
Статистика по нефтегазовым доходам
Федеральный бюджет получил 740 млрд руб. от нефти и газа в сентябре в сравнении с 643 млрд руб. в августе.
Расчет нефтегазовых налогов за сентябрь проводили для курса 95,2847 руб./долл. США и нефти 73,73 долл. США/баррель, что соответствует рублевой цене 7025 руб./баррель против 5806 руб./баррель в августе.
С начала года нефтегазовые доходы достигли 5,6 трлн руб. в сравнении с 8,5 трлн руб. в январе-сентябре 2022 года. Годовой план 8,9 трлн руб. выполняется, если в оставшиеся 3 месяца нефтегазовые доходы составят 3,4 трлн руб. или 1,1 трлн руб./месяц. Цифра практически недостижима без роста цены нефти и ослабления рубля.
НДПИ на нефть вырос до 945 млрд руб. в сентябре с 746 млрд руб. в августе. Причина: рост рублевой цены нефти с 5806 руб./баррель до 7025 руб./баррель.
Бюджет получил 858 млрд руб. НДПИ в марте 2022 года при большей цене нефти: 7254 руб./баррель. Сентябрьский НДПИ выше, что может говорить о росте добычи.
НДПИ на газ вырос до 52 млрд руб. с 41 млрд руб. в августе без учета дополнительного НДПИ Газпрома 50 млрд руб./месяц.
Экспортная пошлина на газ увеличилась: 63 млрд руб. в сентябре против 40 млрд руб. в августе. Ситуация налаживается с приближением холодов.
Уходят в прошлое экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: завершается налоговый маневр, цифр нет в бюджете 2024-2026 года. Остаются НДПИ и экспортная пошлина на газ. Это снижает риски недополучить доходы при проблемах с экспортом.
Результаты новой модели нефтегазовых доходов и оценки октября
Обновил модель оценки в прошлой публикации. Оценка нефтегазовых доходов сентября: 715 млрд руб., что близко к факту 740 млрд руб. Модель работает. Скорректировал параметры по данным за сентябрь.
Формула для нефтегазовых доходов за месяц в млрд руб.: 0,06359 x [рублевая цена нефти] + 261,17
Дисконт Urals к Brent сократился до 10,9 долл. США в сентябре с 12,2 долл. США в августе. Расчет налога ведется по котировкам Urals в бюджетной формуле: Brent за вычетом дисконта 20 долл. США дешевле.
Оценка нефтегазовых доходов октября: 1,4 трлн руб. Расслабляться рано: 625 млрд руб. принесет налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД, за 3 квартал. Платеж за 4 квартал пройдет в марте 2024 года, поэтому в ноябре и декабре бюджет получит меньше денег. Расчет проводился для среднего курса 96,62 руб./долл. США и цене Urals 83 долл. США/баррель.
Бюджет недополучит 0,4 трлн руб. от плановых 8,9 трлн руб. при среднем курсе 100 руб./долл. США и цене Brent 85 долл. США/баррель до конца года. Учитывается экономия 30 млрд руб./месяц от сокращения выплат по демпферу.
Годовой план 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов достигается при средней цене Brent 85 долл. США/баррель и среднем курсе 135 руб./долл. США за октябрь-ноябрь 2023 года. Рост котировок Brent до 100 долл. США/баррель смещает баланс к курсу 115 руб./долл. США.
Итоги
Бюджет 2024-2026 внесли в Госдуму. Любопытный документ: "Прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов по основным главным администраторам доходов", где есть оценка нефтегазовых доходов по итогам 2023 года.
Бюджет ожидает 8,9 трлн руб. поступлений, что противоречит оценкам модели: либо Brent вырастет до 110 долл. США/баррель при курсе 100 руб./долл. США, либо рубль ослабеет до 135 руб./долл. США при цене Brent 85 долл. США/баррель. Выглядит некритично отставание 0,4 трлн руб. в 2023 году, можно и недовыполнить план: остаются ненефтегазовые доходы.
Любопытная ситуация с 2024 годом. Бюджет ожидает 9,7 трлн руб. НДПИ на нефть и 2,2 трлн руб. НДД. Это близко к модельным расчетам при среднегодовом курсе 90,1 руб./долл. США и цене Brent 85 долл. США/баррель в базовом сценарии на 2024 год.
Результат улучшится на 2,7 трлн руб. при курсе 100 руб./долл. США. Бюджет выдержит падение нефти до 70-80 долл. США/баррель при таком курсе.
Не рассчитывал на такой итог: оценка нефтегазовых доходов бюджета выглядит адекватной. Поступления будут выше при слабом рубле и дорогой нефти.
Риски бюджета 2024 года: укрепление рубля или падение котировок нефти, что частично компенсирует увеличение добычи. Слабый рубль в начале года создаст запас прочности по нефтегазовым доходам.
План 2024 года выполняется, если на каждые +10 руб. изменения курса нефть дешевеет на 6 долл. США/баррель или на каждые +6 долл. США/баррель цены нефти курс доллара снижается на 10 руб.
План 2024 года нарушается при падении Brent ниже 70-80 долл. США/баррель, если рубль останется на уровне 100 руб./долл. США. Катастрофа случится при падении Brent до 50 долл. США/баррель или укреплении рубля до 60 руб./долл. США.
На очереди исполнение бюджета за январь-сентябрь 2023 года и данные по Фонду национального благосостояния, ФНБ.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.