Найти тему
Маша Б-С

Сходили с сыном к логопеду. Была неприятно удивлена.

Качаюсь на качелях, пока Саня ковыряет палкой в луже
Качаюсь на качелях, пока Саня ковыряет палкой в луже

Вчера впервые в жизни мы с Сашей были у логопеда. Точнее, логопед была у нас. В Сашин ДМС включен один визит логопеда на дом. Особой необходимости я в этом не видела, т.е специально бы не пошли. Но раз уж уплОчено.... В общем странно было бы не воспользоваться. И поскольку полис скоро заканчивается, я решила, что пора.

Саше 3,8г. Он активно говорит с 2,4г. Сейчас у него хорошая сложная речь с длинными распространёнными предложениями. Он постоянно придумывает какие-то истории, рассказы. Его речь понятна не только нам, родителям, но всем, с кем он разговаривает: и детям, и взрослым. Чтобы его понять, не нужно прилагать дополнительных усилий, вслушиваться и т.д.

Единственная проблема, которую я замечала - он не выговаривает мягкую р. Т.е "рак" у него звучит как "рак", а вот "три" как "тйи". Он не заменяет р' другими согласными, а просто её не произносит.

Но я помнила, что до 4 лет звуки не ставят, и не беспокоилась.

О том, что к нам сегодня приедет логопед, Сашу предупредила, объяснила, что она послушает твою речь, как ты говоришь, скажет, есть ли какие-то проблемы. Но ты же у нас хорошо говоришь? Да) Вот и молодец)

Когда логопед (она не представилась, поэтому всю статью буду называть её только так) приехала, Саня был в своей комнате и не слышал, что в квартиру кто-то зашёл. В его комнате мы появились внезапно.

И прям с порога резко, громко, активно логопед начала с Сашей общаться, задавать ему различные вопросы. Я в этот момент сидела на кровати в другом конце комнаты и молчала - она жестом показала, чтобы я не участвовала в разговоре.

А теперь представьте ещё раз: к ребёнку внезапно приходит чужой человек, садится за его стол сантиметрах в 30 от него самого и без малейших попыток наладить контакт или хотя бы познакомиться начинает задавать какие-то вопросы. Мама при этом сидит в нескольких метрах и молча поглядывает.

Не очень комфортно, согласитесь? Саша отвечал на всё, но с небольшой паузой. Может быть, несколько секунд после вопроса молчал, т.е не очень долго, а потом говорил.

Так, начали мы за упокой, потому что через пару таких вопросов логопед посмотрела на меня и спросила, а нет ли у ребёнка неврологии, ничего ли не говорили неврологи.

Я, крайне удивлённая таким вопросом, захотела выгнать её к чёртовой матери ответила, что нет. Все медосмотры по возрасту мы проходили, всё хорошо.

- Мне просто нужно знать, нет ли зпр или ещё что-то

- Нет😏

- Он всегда так разговаривает?

- Как?

- С паузами

- Он вас просто побаивается.

Ё-моё, ну ты влетела к человеку в комнату, села почти вплотную к нему, не познакомилась спокойно, и прям с места в карьер... Дай ребёнку 5 минут, он к тебе привыкнет и не будет делать никаких пауз аж в целых 5-10 секунд! Тем более, мы никогда не были у логопеда, Саша никогда с этим не сталкивался.

Через пару минут он действительно привык и больше уже не стеснялся. Отвечал быстро, чётко, потом развеселился и вообще кривляться начал😏

И, собственно, каков же был вердикт. Ну, кончили мы почти что за здравие...

Из тех детей, что ко мне приходят, он лучший. У него нет задержки речевого развития, речь хорошая. Есть НПОЗ - нарушение произношения отдельных звуков, а именно: р, р', твёрдая л*. Т.е в логопедический сад вам не нужно, но упражнения поделаете либо сами, либо со специалистом.

*С мягкой л' проблем нет.

Информация про звуки поставила в тупик. Р' не выговаривает - да, это я знаю. Но Р ведь говорит. Оказывается, говорит, да не так. Нужно говорить языком, а сын рычит горлом. Я раньше замечала, что у него р какая-то немного другая. Не совсем французская, но вот что-то отдалённо напоминает. Однако р было чётко слышно в словах и просто порычать он мог, поэтому я не беспокоилась. Но логопед объяснила разницу, показала положение языка. При правильном Р язык поднимается, а у Саньки он лежит - работает горло. Для русского языка это неправильный вариант.

Уже после ухода логопеда мы с Сашей вдвоём подходили к зеркалу и рычали. Я на себе поняла, в чём разница между языковым и горловым Р.

Но что удивило меня больше - это Л. Логопед сказала, что он её не говорит. Но как же не говорит, когда говорит... Она сказала, что Саша произносит не Л, а какую-то замену, что-то типа В, но не В.

Я изо всех сил прислушивалась, чтобы услышать, что же это за не Л такая. Потому что ситуация очень глупая:

Логопед: Скажи "белый халат"

Саша: Белый халат

Логопед: Вот, слышите? Нет Л, это не Л

Я: Я слышу Л.

В общем я очень старалась услышать то же, что она, а если очень стараться, то получится. И вот я уже слышу, что Л превратилась в не пойми что. В это же время логопед показывает Саше упражнение, как правильно произносить Л, он произносит, я слышу то же, что и раньше, а логопед радостно кричит, что вот, молодец, сейчас это было л.

🤯🤯🤯🤯🤯🤯🤯🤯🤯🤯🤯🤯

После долгих "прослушиваний", обсуждения, приведения примеров правильной и неправильной Л со стороны логопеда я поняла, что не могу расслышать эту разницу. Видимо, здесь мой акустический потолок.

Вечером муж пришёл домой, так же как и я удивился тому, что Саша не выговаривает Л, попросил его сказать несколько слов с Л. Мы втроём слышим Л. Но это не та Л, что должна быть....

Что делать. Ничего не делать нельзя - само уже ничего не встанет. Если бы правильные звуки сформировались сами, к данному моменту это бы уже произошло. Поэтому нужно подождать 4 лет и начать делать упражнения (логопед написала какие).

_________________________________________

Помимо звуков она проверила развитие мелкой моторики и, наверное, ещё какой-то навык, но я не поняла какой.

Она подняла ладошки и попросила Сашу посчитать её пальцы. Ну, он посчитал - 10, как у всех😅 Кто знает, в чём смысл этого действия, напишите, пожалуйста, в комментариях, я не догадалась.

Потом она сделала пальцы на обеих руках вот так:

-2

Сказала Саше сделать так же. Это был зайчик, нужно было "шевелить ушами" - двигать пальцами. У него получилось.

Затем зайчики превратились в уток, и утки "разговаривали" - пальцы сжимались-разжимались:

-3

Саня не понял, как надо поставить пальцы, чтоб получилась утка, потому что всё было в движении. Потом сообразил, логопед сама ему помогла - он сделал "говорящую утку". Ок, нормально.

А после этого левой рукой надо было сделать зайца, шевелящего ушами, а правой - болтающую утку. Это задание Саша уже провалил. Слишком сложно.

В листочке для меня логопед написала "мелкая моторика по возрасту". На словах сказала, что так себе. Но проблемы с моторикой я тоже вижу. Мы делаем всё возможное, чтобы она была если не очень хорошей, то хотя бы нормальной.

Уже после ухода логопеда мы попробовали ещё раз повторить зайца+утку. В какой-то одной комбинации (одна рука - заяц, другая - утка) Саша это сделал. А в другой (поменять зверей местами) - нет.

Но думаю, что мы ещё попробуем.

Вот как-то так. Через 4 месяца Саше исполнится 4 года. Нужно будет делать упражнения, ставить р, р' и л.

А я ведь была уверена, что у него всё хорошо и заниматься логопедией нам не придётся 😬