В условиях затянувшихся боевых действий налоги постоянно росли, что приводило к росту недовольства подданных и их саботажу в области уплаты налогов. Ответом стало учреждение царём опричнины в 1565 году, одной из задач которой являлось агрессивное выбивание из населения всего мыслимого и немыслимого для обеспечения нужд, как текущей войны, так и самой опричнины. Пиком её террора стал поход опричнинного войска на Новгород Великий зимой 1569/70 годов, в ходе которого город был тотально разграблен. Не только имущества, но и жизни лишились около 15 тысяч новгородцев. Формально город был обвинён в измене и желании перейти под руку Литвы. Де-факто всё объяснялось более просто: Иван Грозный просто решил пополнить казну таким «оригинальным» способом.
«На кого опираешься – от того и зависишь» – действие данного закона Иван Грозный осознал достаточно быстро. Именно после новгородского погрома он понял, что опричнина, созданная для усиления его власти, уже выходит из-под контроля и может стать для него реальной угрозой. Царь не стал дожидаться этого момента и нанёс удар первым. Массовые казни самих опричников начались уже в 1570 году. В 1572 году опричнина была окончательно упразднена.
Ликвидация опричнины не изменила положения дел в области налогообложения – война продолжалась, налоги росли и наказание за их неуплату было суровым. А платить со временем становилось труднее.
Потихоньку, но с каждым годом всё больше и больше, население начинало покидать центральные уезды страны и устремляться на окраины – туда, где царская власть достать не могла или делала это с большим трудом. Государство терпеть самоликвидацию налоговой базы не собиралось и среагировало адекватно – в 1581 году Иван Грозный ввёл так называемые «заповетные лета», полностью запретив свободу передвижения на неопределённый срок. Иными словами, люди становились «крепки» земле, на которой жили, т.е. прикреплялись к ней или закрепощались. Так в России началось формирование крепостного права.
В 1597 году уже при Федоре Иоанновиче были введены и «урочные лета» – срок сыска беглых крестьян пока ещё в пять лет. Время шло – срок сыска также увеличивался. В конце концов, второй из Романовых – Алексей Михайлович – в 1649 году в «Соборном уложении» постановил ликвидировать «урочные лета» и ввести бессрочный сыск беглых. Это событие считается окончанием процесса формирования крепостного права в России.
Как известно, крепостное право – это тормоз в экономическом развитии любой страны. Его главный вред заключается в том, что крепостное право консервирует натуральное хозяйство и не позволяет государству от аграрной стадии перейти к индустриальной, т.е. стать промышленно развитым.
Для того, чтобы возникла промышленность, необходимо появления спроса на её продукцию. Для этого следует обеспечить соблюдение двух условий: личная свобода крестьян и право их частной собственности на землю. Только тогда каждая крестьянская семья начнёт вести своё хозяйство самостоятельно, что вызовет естественную имущественную дифференциацию крестьян на богатых и бедных. Причин тому может быть много – как объективных, так субъективных. Кто-то более трудолюбивый и хозяйственный, кто-то – нет; у кого-то более плодородная земля; у одних сгорела хата или пал скот, а других дети – только одни девочки. Для отца-хозяина это беда: дочерей нужно выдавать замуж вместе с приданным, на которое всё хозяйство и разойдётся. В семействе же, где все мальчики, наоборот, радость – с каждой новой невесткой хозяйство отца богатеет, так как далеко не сразу его взрослые сыновья начинали жить самостоятельно, т.е. отделившись.
Богатые крестьяне начинают формировать спрос на товары широкого потребления (ширпотреб) – ткани, одежду, обувь, посуду, сахар, махорку, керосин, мыло, кровельное железо, гвозди и т.д. – так как могут себе это позволить. Бедные, казалось бы, должны продолжать довольствоваться только тем, что сами могут изготовить. Однако они тоже будут покупать ширпотреб, пусть и вынужденно. Являясь владельцами земельных участков, они должны платить за них налоги. В случае потери возможности выполнять свои налоговые обязательства перед государством, бедные крестьяне автоматически теряют землю, а, значит, и возможность вести натуральное хозяйство, т.е. обеспечивать себя самостоятельно.
Спрос, создаваемый со стороны богатых и бедных крестьян, приводит к развитию промышленности, в первую очередь, лёгкой. Лёгкая же промышленность по мере роста объёмов производства начинает формировать спрос на продукцию машиностроения, которое содействует уже развитию отраслей тяжёлой промышленности, без которых само машиностроение немыслимо: горнодобывающей, угольной металлургической, химической и т.д. Рынок развивается, потоки грузоперевозок увеличиваются – появляется потребность в совершенствовании средств коммуникаций. Как следствие, возникают железные дороги, речной и морской паровой флот. Всё это только усиливает развитие тяжёлой промышленности, и страна постепенно из аграрной превращается в индустриальную.
Таким образом, только личная свобода крестьян и право их частной собственности на землю являются теми двумя главными условиями, при соблюдении которых начинает работать механизм превращения страны из сельскохозяйственной в промышленную. Крепостное право отрицало оба условия и не позволяло запустить данный механизм в России. Всё это вынуждало нас по-прежнему брать ресурсы из вне, т.е. вести активную внешнюю политику при этом технически не развиваясь. В отличие от наших западных соседей, у который военно-технический прогресс шёл достаточно быстро. Рано или поздно, но мы должны были в какой-то войне проиграть по причине своей технической отсталости и, тем самым, лишиться возможности развиваться за счёт дальнейшей активизации внешней политики. Это произошло во второй половине 19 века, в ходе Крымской войны 1853 – 1856 годов. Путь, приведший нас в ловушку, завершился. Нужно было выбирать новое направление, и этот процесс не обещал быть лёгким…
Читайте, подписывайтесь, высказывайте своё мнение и пишите в комментариях о том, что хотели бы узнать и какие темы обсудить. Ставьте лайки, если понравилось!