Перспективная боевая платформа «Бумеранг» появилась еще в 2013 году. Широкой общественности новую БМП представили в 2015-м. Предполагалось, что в армию машина пойдет уже в 2019 году. Однако, в последствии сроки неоднократно переносились. Первую армейскую партию БМП и БТР на базе платформу «Бумеранг» начали собирать лишь в апреле 2023 года. А между тем на форуме «Армия» была представлена принципиально новая машина – БТР-82А. Что же она из себя представляет и насколько сильно отличается от старых советских БТР-80?
Начать стоит с небольшого предисловия. Советская легкая бронетехника создавалась в первую очередь для ведения боевых действия в условиях новой тотальной (мировой) войны. Из этого обстоятельства проистекало большинство технических особенностей советских машин. В том числе поэтому вся советская легкая бронетехника пехоты условно делится на две большие группы: «ту, что может куда-то плыть» и «ту, что может куда-то выбрасываться на парашюте». Обе этих возможности чрезвычайно полезны в рамках войны глобальной, но практически полностью бесполезны в рамках войны локальной. Тем не менее, готовившийся в Третьей мировой войне СССР был вынужден класть на жертвенный алтарь упомянутых возможностей БМП и БТР многие, казалось бы, годные технические решения…
Другими словами, возможность плавать и десантироваться оплачивалась в советской технике многочисленными недостатками. Плохая эргономика, слабая броня, низкая защищенность от мин, зачастую неудобное расположение десантных люков. Последняя проблема особенно актуальна для советских бронетранспортеров, начиная с БТР-60. Из-за особенностей компоновки – расположения двигателя в корме - покидать советские БТР можно или через боковые, или через верхние люки. Задний люк в них просто отсутствует! При этом эргономика такая, что быстро покидать БТР может только хорошо подготовленный человек. И здесь-то мы плавном подходим к дню сегодняшнему. Как думаете, сколько раз ключевые «способности» (водоплавание и воздушное десантирование) легкой советской бронетехники использовались СССР и Россией за последние 30-50 лет в реальных боевых условиях? Ответ: по большому счету – нисколько. Еще война в Афганистане показана, что с советскими БТР явно что-то не так.
Россия куда чаще участвует в локальных столкновениях (прямо или опосредованно), чем Советский Союз. А значит вооруженным силам как воздух нужен БТР нового поколения: машина с качественным противопульным и противоосколочным бронированием, хорошо защищенная от мин и желательно с возможностью десантирования пехоты через кормовой люк. Долгое время проект «Бумеранг» воспринимался как решение всех проблем. Однако, как уже было отмечено в самом начале: до серийного производства БМП и БТР на базе новейшей платформы добрались только в апреле 2023 года. А значит, как бы хорошо дела не пошли, теперь в товарном количестве вооруженные силы увидят эти машины не скоро.
Совсем другое дело – это БТР-82, разработанный в 2010 году, являющийся глубокой модификацией советского БТР-80. В серийное производство первая модель была запущена еще в 2011. Тогда же машина поступила в наиболее боеспособные части Южного военного округа. За год до этого БТР-82 приняли на вооружение в Казахстане. Первые поставки модифицированных машин начались в 2012 году. Официально на вооружение России 82 поступил только в 2013, после завершения всех государственных испытаний. На сегодняшний день 82-ой выпускается в нескольких вариантах: 82А – машина с 30-мм пушкой 2А72 и модулем БППУ, 82А1 – машина с модулем дистанционного управления, 82АТ – машина с повышенной защищенностью, 82В – модель для Росгвадии. Также есть модель 82АМ, которая, по сути, остается переоснащенным БТР-80.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
И вот на форме «Армия-2023» была представлена еще одна модель 82-го – это БТР-82А (улучшенный). Если внимательно изучить эту машину, то очень быстро станет понятно, что от оригинального БТР-82А от 2010 года разработки в новинке остался разве что боевой модуль. Первое и главное отличие «улучшенного» заключается в новом V-образном противоминном корпусе с повышенной противоминной защитой. Компоновка нового БТР напоминает машины на базе платформы «Бумеранг». В отличие от оригинальных БТР-82, в «улучшенном» есть кормовой люк для десанта с распахивающимися дверями. В отличие от других БТР, в новинке представленной на форме двигатель был перенесен в переднюю часть корпуса по образу БМП.
Среди прочего «улучшенный» получил принципиально новое бронирование способное выдерживать обстрел бронебойными патронами калибра 12.7 мм. Машина лишилась большинства смотровых щелей. Им на смену пришли камеры. При этом из-за наращивания брони масса БТР-82А (улучшенный) возросла почти на 20 тонн! Удивительно, что при этом почти не пострадали динамические характеристики. На шоссе 82А все еще разгоняется до 80 км/ч. Также была сохранена возможность плавать, правда у БТР нигде не видно винтов, а значит плавает он строго за счет вращения колес лишь на очень небольшой скорости. Что же касается вооружения, то оно в сравнении с оригинальным 82А никак не поменялось. Огонь БТР ведет из все той же 30-мм пушки 2А72 и пулемета ПКТ калибра 7.62 мм. Десантное отделение рассчитано на 8 человек.
В продолжение темы читайте о том, в чем заключается уникальность советской ЗУ-23 – самого популярного оружия после АК и РПГ-7.
Источник: https://novate.ru/blogs/250823/67260/