Хуго Алвар Хенрик Аалто — новатор финской архитектуры, «отец» североевропейского модернизма и представитель скандинавского дизайна ХХ века.
Начало карьеры
В 1916 году Алвар поступает на архитектурный факультет Политехнического института г. Хельсинки, где его наставником становится Сигурда Фростеруса — один из ведущих архитекторов рационалистического крыла Финляндии того времени. Именно Фростерус повлиял на формирование стилевых предпочтений юного Аалто. По счастливой случайности позднее архитектор создал проект расширения кампуса своего института, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь #Алвара Аалто (Aalto University School of Science and Technology).
Учебные годы были прерваны на непродолжительный период гражданской войной, но это не помешало Аалто в 1921 году стать дипломированным архитектором.
Профессиональное «крещение» молодой зодчий получил еще в студенческие годы благодаря проекту реконструкции деревянного дома родителей в Алаярви. Именно с этого проекта начинается «большая любовь» Алвара к работе с деревом. Финляндия с ее трудолюбивым народом и недавно обретенной независимостью определила основную черту его мировоззрения — чувство самоутверждения. Разнообразная природа, обширные пространства, водные просторы Финляндии способствовали стремлению художника работать с натуральными материалами — деревом, камнем — и черпать идеи из окружающего мира. Один из самых известных российскому жителю проектов был создан им в 1927 году — здание библиотеки в городе Выборг.
Вместе с этим проектом Алвар посетило желание заниматься не только архитектурой, но и предметным дизайном: это подтолкнуло архитектора в 1933 году переехать в Хельсинки и открыть собственную фирму «Артек». Начался выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. В работах он отдавал предпочтение природным материалам и силуэтам: ламинированное дерево и стекло, абстрактные формы и гибкие силуэты. Аалто воспроизводил знакомые очертания живой природы, используя тонкие слои цельной древесины, придавая им изогнутую форму.
В наше время любой, кто хотя бы однажды посещал магазин IKEA, без труда проведёт параллель между некоторыми предметами мебели, которые можно приобрести по доступной цене в каждый дом, и теми удивительными инновационными интерьерными вкраплениями, что создавал Алвар Аалто. Например, всем знакомый табурет FROSTA — последователь Табурета-60, придуманного архитектором. С той лишь разницей, что изобретение Аалто изначально стояло на трёх ногах.
Табурет Алвара Аалто стал одним из самых подделываемых предметов мебели. Оригинальных табуретов было выпущено более миллиона, при этом в наше время по всему миру созданных разными производителями копий насчитывается более восьми миллионов.
Не менее популярны в IKEA кресла серии ПОЭНГ. Удивительно удобные для отдыха, они созданы из гнутой фанеры, идея которой принадлежит Алвару Аалто.
С применением той же технологии в 1937 году был создан и шезлонг 43 (Launch Chair 43).
Гнутые берёзовые листы фанеры помогли Алвару и его соратнику Отто Корхонену придумать и запатентовать L-образную ножку-опору. На её основе было придумано несколько видов мебели, включая сервировочные столики Tea Trolley 901 и Tea Trolley 900.
Помимо мебели, архитектурно-художественное бюро Алвара Аалто под название Artek выпускало и другие детали интерьера. Большой популярностью по сей день пользуются его подвесные светильники. Созданы они были для определённых архитектурных проектов, но используются и сегодня для оформления интерьеров обыкновенных помещений.
Одному из важнейших архитекторов XX века удалось соединить гуманизм с функциональным модернизмом, усовершенствовав и сделав теплее популярный на тот момент конструктивизм. За всю свою карьеру он спроектировал порядка пятидесяти зданий, если не считать работу в архитектурном бюро. К каждому своему творению он подходил как к произведению искусства, и продумывал полностью — от внешнего устройства до мельчайших деталей интерьера.
Бесспорно, Аалто принадлежит большой вклад в архитектуру ХХ века, в центре внимания которой всегда должен стоять человек. Его успех сформирован на простоте во всем: линий, объема, материала, текстуры — все, что понятно и естественно для людей. Умер архитектор в возрасте 78 лет, оставив после себя память, знания, пример и вдохновение для последующих поколений.
Примеры работ Алвара Аалто, не утративших своей актуальности - вот он пример идеального практичного дизайна:
Пожалуйста, поделитесь мнением о статье. Мне будет приятно почитать Ваши комментарии;)