Она сморщила нос и попыталась отшатнуться. Однако детишки в рваной одежде уже тянули к ней свои руки! Шарлотта Клайв, герцогиня Нортумберлендская, едва не упала в обморок от сильного резкого запаха, но все-таки раздала милостыню. В 1830-х о положении человека можно было узнать по его запаху. А писатель Уильям Теккерей называл обычных рабочих «толпой немытых».
Просыпаясь по утрам, каждая молодая леди шла к умывальнику с кувшином и мылом. У обычной служанки была только холодная вода, у ее хозяйки – подогретая. Горничная экономно расходовала дорогое душистое мыло, госпожа с удовольствием вдыхала ароматы от большого куска. Чем состоятельней был человек в викторианской Англии, тем чаще он мылся и пользовался духами.
В девятнадцатом веке воцарился культ чистоты. Самую хорошенькую и старательную девушку с пачкой рекомендательных писем не пустили бы на порог солидного дома, окажись ее руки грязными, а платье – неопрятным. Девушки-служанки у герцогов и графов щеголяли в белоснежных фартуках и в накрахмаленных воротничках. Некоторые леди требовали, чтобы их личные прислужницы дважды в день меняли фартуки. Стерильная чистота поселилась в замках и аристократических особняках!
«Хочешь попасть в услужение к леди – купи новую одежду», - рекомендовала англичанка Ханна Каллуик, чьи дневники сохранились с XIX века. Девушки занимали денег у знакомых, чтобы обзавестись нарядом для собеседования. А что поделаешь, если встречают по одежке?
Но мыться регулярно, таскать и греть воду, могли себе позволить далеко не все. Чтобы не прослыть нечистоплотными и не источать неприятного запаха, который разносился за версту, люди шли на хитрость. Во-первых, чаще меняли сорочки. Их носили под любую, даже самую тонкую одежду, как раз, чтобы впитать пот и грязь. Стирать сорочки относили прачкам, чей труд стоил очень недорого. А ведь это была каторжная работа! Прачки проводили целые дни во влажных помещениях, поднимали огромные тюки мокрого белья (которое от воды становилось еще тяжелее), отжимали его, полоскали. За полтора десятка лет такой работы самая сильная и крепкая девушка превращалась в изможденную женщину. Но зато работа в прачечной не требовала никаких предварительных навыков. То есть, пойти туда могла любая.
Люди попроще старались поддерживать чистоту собственными усилиями. А как это сделать, если трудились по шесть дней в неделю? В книге «Повседневная жизнь викторианской Англии» приводится рассказ девочки как раз об этом:
«Каждый понедельник священник приходил к нам в класс и спрашивал, кто из нас пропустил воскресную школу? Я и моя сестра пропускали ее, потому что в воскресенье был день, когда мы с мамой стирали одежду на всю нашу семью. Стирки накапливалось очень много».
Та самая девочка ходила на речку стирать в 1870-м году. И все потому, что ее мать не хотела быть частью «толпы немытых»! Она надеялась, что ее дочь сумеет выбиться в люди – получит место в хорошем доме. В викторианскую эпоху прислугой трудились почти 10 процентов населения! Упомянутая герцогиня Нортумберлендская держала восемь горничных в своем замке, девятнадцать лакеев, двух кухарок, экономку и дворецкого. Была еще прислуга, которая обслуживала конюшню и псарню. Кстати, сама герцогиня недолгое время работала… гувернанткой принцессы Виктории. Той самой, что впоследствии стала королевой Англии.
Чтобы не пахнуть, девушки из небогатых семей носили платья с рукавами, которые можно было… снять. Эта часть платья пачкалась больше всего, поэтому съемные рукава чаще подвергались стирке. Нередко бывало, что наряд имел разные оттенки – более темный подол и заметно светлый верх. Как раз из-за привычки стирать элементы одеяния отдельно!
Иногда к платьям пришивали специальные накладки в области подмышек, тоже для того, чтобы в нужный момент выстирать, не затрагивая ткань основного наряда. Некоторые носили в маленьких поясных сумочках сушеные ароматные травы – чтобы создавать возле себя приятный запах…
«Моя мечта – окунуться в большую лохань, как моя госпожа. И чтобы больше мыла!» - Восклицает служанка в романе «Бури войны» английской писательницы Кейт Уильямс. Ведь плескаться было роскошью. И об этом мечтали многие!
Интересно, что англичане считали себя куда более чистоплотными, чем, например, французы. Путешественник Филипп Тикнес писал о своих впечатлениях от поездки на континент:
«Француз всегда следит за собой, и не появится на людях в плохой или нечистой одежде… Однако его жилище нередко покрыто слоем пыли и грязи».
С конца девятнадцатого века в больших городах стали потихоньку появляться водопроводы. Прошло еще какое-то время, и вода стала доступной абсолютно для всех. И все-таки нужно отметить, что и в современном мире это благо цивилизации не каждому доставляет радость. Думаю, что запах за версту хоть раз чувствовал каждый из нас.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!