Зачастую люди приходят в Церковь за благополучием, но можно ли повернуть их к духовной стороне жизни? Почему зачастую Христа в жизни христиан заслоняют правила? Возможно ли любить Бога и радоваться о Нем, при этом осознавая себя виновным в неисполнении Его заповедей? Об этом и многом другом зашла речь в беседе со священником Михаилом Макухиным, клириком Брянской епархии.
Вам не кажется, что часто мы сами способствуем формированию неправильного представления, когда говорим людям: «У вас жизнь не ладится, потому что вы в храм не ходите». И они идут в храм, чтобы получить работу или укрепить отношения в семье. Но ведь Церковь не призвана решать житейские проблемы, наша вера про другое…
– Если невоцерковленному человеку, у которого конкретная житейская проблема, начать рассказывать о Царствии Небесном, он просто не будет слушать. Как в сказке: сначала надо накормить, напоить, а потом спрашивать. Богу не жалко нам дать и в этой жизни много чего. Другое дело, что это «много чего» нас не приближает к Богу.
Человеку интересно разговаривать о том, что он понимает. О том, что осязаемо, видимо, что он может попробовать. А спасение где-то далеко, потом как-нибудь разберемся, сейчас решим прикладные, близкие задачи. В этом проявляется наша природа, поврежденная грехом.
Господь от нас ожидает покаяния, которое есть изменение образа мыслей и образа жизни. Мы должны на первое место поставить Бога и стараться Ему послужить, тогда по обетованию Божию Господь нам жизнь исправит. Человек же привык решать все сам, без Бога. Часто ли мы начинаем дело с молитвы? Часто ли за благословением обращаемся? В том, что человек все пытается делать сам, проявляется наша гордыня.
Есть такая богослужебная книга для домашней молитвы – канонник. В ней, в конце вечернего правила, человеку рекомендуется подумать о том, что произошло в течение дня. Вспомнив плохое, мы должны приписать это себе и просить у Бога прощения. Все хорошее, что у нас произошло, должны Богу приписать и благодарить Его. А у нас образ мыслей совершенно по-другому построен. Если я сделал что-то хорошее, какой я молодец! Это гордыня, которая является источником многих грехов. От их последствий Господь нас старается ограждать, потому что Он не желает нашей погибели. Ограждать в некоторых случаях даже жестко, в экстренном порядке.
Как же тогда любить Бога и радоваться, если мы постоянно ждем от Него справедливого наказания за нарушенные правила, а не нарушать их не можем?
– Если мы думаем только о наказании, любить, конечно, очень сложно. Невозможно любить полицейского, который в случае преступления тебя накажет. Поэтому надо немного по-другому рассуждать. Наказание – это мера экстренного порядка. Если уголовный кодекс почитать, там тоже много страшных наказаний. Но мы не зацикливаемся на них, потому что не собираемся закон нарушать. Нужно не наказаний ждать, а смотреть в другую сторону. Видеть, что Господь Благ, Милостив. Всё, что мы делаем, должно делаться из благодарного сердца, с ответной благодарностью Богу за все Его благодеяния. А для этого надо их увидеть. Господь дал нам жизнь. Мир вокруг нас сотворил. Для жизни всё подает. Для нашего спасения в мир пришел. Грехи на Себя взял. Мы, видя это, должны благодарить, а если согрешим, то, конечно, каяться, сокрушаться в содеянном. И это тоже не из страха, а из любви к Богу.
Как соблюсти золотую середину: условно говоря, не унывать от мыслей, что Господь накажет тебя, если ты не постишься в среду и пятницу, но и не злоупотреблять послаблениями?
– Мы применяем к Богу человеческие мерки, которые к Нему неприменимы. Господь знает всё, что было, есть и будет. Он нас знает лучше, чем мы сами себя знаем. И любит больше, чем Самого Себя любит. Это очень большое препятствие, через которое человек не может переступить. Человек не может даже допустить мысли, что Бог его настолько сильно любит. Эта любовь жертвенная и настоящая.
К сожалению, человек, не понимая этого, начинает о Боге рассуждать в рамках собственных представлений. Если бы мы по-настоящему любили Бога, то, конечно, вопрос о посте и многих других вещах не стоял бы. В этом проявляется вся наша немощь и поврежденность грехом. Беда в том, что грех мы воспринимаем как часть себя. А нужно разделить в себе греховное и не греховное, Божие и не Божие. И постараться по любви к Богу себя переменить.
У нас же часто получается покаяние наоборот: мы хотим, чтобы мир переменился. Или начинаем искать себе оправдания, потому что мир такой. Покаяние – это перемена образа жизни, а мы очень любим свой образ жизни. И грехи свои любим. Ладно колбаса в среду, но как же мы кости ближнему не перемоем? Преступнику покаяться легко, потому что он знает, что не прав. Самое сложное – это покаяться человеку-«отличнику», который уверен, что он все делает правильно, потому что научился красиво камуфлировать свой грех, прежде всего, от себя самого.
А если искренне хотим измениться, но все время падаем на этом пути?
– Все дело в том, что мы обычно искренне хотим измениться в чем-то одном, в том, что нам мешает. А есть грехи, которые нам не мешают, которые мы любим. Вот этот мы хотим изжить, а вот этот – не хотим. Вот, например, желание, чтоб всё было по-нашему. Мы его больше всего любим и отказываться от этого не хотим. Когда мы поймем, что Бог недалеко, что Он нас любит и для нас все делает, то, если даже мы потеряли свою самую любимую греховную игрушку, будем радоваться. Потому что увидим: Господь у нас это отобрал для нашего же спасения. Когда ребенок тянется к горячему чайнику и может обжечься, родители его резко одергивают. Да, ребенок может от этого заплакать, но когда вырастет, поймет, что родители поступали правильно. Так и здесь: просто надо немножко дорасти, иметь определенное терпение и смирение.
Сейчас популярно выражение «Любовь – это глагол». Если это выражение применить про отношения человека к Богу, какие наши действия? Благодарность, а еще?
– Хвалить Бога надо. Почему хвалить себя – это грех? Потому что мы отбираем это у Бога и приписываем себе. В противоположность греху самооправдания и самохвальства мы должны хвалить Бога. Это очередной шаг покаяния, изменение себя и своей жизни.
Покаяние – это процесс, который идет всю нашу жизнь. Нельзя сказать, что человек, который приходит к вере, сразу становится святым или постепенно становится святым к концу жизни. Человек становится на время святым через причастие, соединяясь с Богом. Вышел из храма и эту благодать растерял. По-настоящему святые люди могли эту благодать сохранять долго. Мы же остываем очень быстро, но должны учиться ее сохранять. Сохранять через ограничение себя, отречение от своеволия.
Публикация журнала «Брянские миряне»