Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Духовная помощь больным в коме

В случае спорных состояний могут произойти ошибки. Известны случаи возвращения Алисы Лоусон, Мартина Писториуса, Рома Хоубена, Сэма Шмидта, Тэрри Уоллеса – людей, которые долгое время находились в состоянии комы и вышли из нее.

У некоторых из них уже были подписаны документы на изъятие органов, и буквально незадолго до эксплантации они начали подавать признаки сознания.

Поэтому в отношении смерти мозга Церковь проявляет большую осторожность и призывает к тому, чтобы этим людям, находящимся в таком состоянии, было оказано максимальное внимание. Речь идет не о стимуляции мозговой деятельности, а о духовной жизни, о воздействии на духовный центр человека, на духовное сердце. Говоря о реанимации, мы говорим не о восстановлении сознания (тогда это можно было бы назвать «рецеребрацией»), а действительно о реанимации – об одушевлении, о том, чтобы дать возможность душе человека проявить себя через восстановленную нервную деятельность и сознание.

Хотелось бы напомнить ряд артефактов, наблюдаемых у пациентов в состоянии комы. Например, такой пациент может слышать голос только одного из родственников, или он может слышать избирательно то, что ему читают или проигрывают. Например, мы наблюдали такой феномен, когда человек слышит Священное Писание, церковную музыку и больше, кроме этого, ничего не слышит. Есть и такие примеры, когда человек, находящийся в состоянии комы, при попытке совершения Таинства может прийти в совершенно нормальное сознание. Есть такие примеры.

Клинический случай: Больная находилась в коме в течение двенадцати дней без признаков изменения состояния. По просьбе родственницы к ней был приглашен священник, чтобы совершить молитвы на разрешение души от тела. Но в тот момент, когда он вошел в палату со Святыми Дарами, пациентка пришла в сознание. Она исповедовалась, причастилась, через некоторое время опять погрузилась в состояние комы и спустя несколько дней умерла.

Случай из недавней практики: после прочтения молитв священника умирающая больная пришла в себя, попила чай с родственниками, поговорила с ними, обсудила последние вопросы, дала последние благословения, вскоре после этого потеряла сознание и через несколько часов ушла из этого мира (умерла).

Это говорит о том, что духовное воздействие – воздействие на целостного человека. Это не стимуляция мозга, а, если можно так осторожно выразиться, стимуляция души.

Благодаря работам Стивена Лорейза, его опыту в области нейровизуализации, становится ясно, что часть больных в состоянии комы может контактировать, это значит, что они осознают себя как личность и оказываются в бедственном изоляционном состоянии.

Это чрезвычайно важный результат. Достижение исследований С. Лорейза — это научный прорыв, для верующих людей означающий расширение границ духовной помощи³.

Граница, проходящая между человеком, находящимся в сознании и в бессознательном состоянии, отодвигается, и это дает возможность священнослужителям общаться с людьми в указанном состоянии и приносить им утешение.

Работы С. Лорейза доказывают, что проявление внимания и любви к больным, находящимся в состоянии комы: чтение, музыка, беседы – крайне важны и могут поддерживать душу.

Кроме того, таким образом расширяются пределы глухой исповеди, появляется возможность «двойной суперглухой исповеди», покаяние дает человеку совершенно новые перспективы. Перед человеком, находящимся на пороге покаяния, открыты две двери: в небо и в другое место. Осознание человеком своих грехов, примирение с ближними может существенным образом отразиться на том, в какую из дверей этих он войдет.

Говоря о реанимационных отделениях, следует сказать, что недостаточно оказывать просто медицинскую поддержку, медицинскую помощь.

Совершенно необходима как душевная поддержка от родственников больного, так и духовная помощь от священнослужителей – молитва Церкви и церковные Таинства.

Лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов и И.М. Сеченов изучали высшую нервную деятельность. Однако высшая нервная деятельность, как вершина айсберга, является только частью обширной жизни души человека. Есть и другая жизнь души, которая при прекрасной мозговой деятельности может делать человека совершенно асоциальным и морально деформированным.

Поэтому в современном реанимационном отделении очень важно не только медикаментозное воздействие, не только душевная поддержка родных и близких, но в том числе очень важно духовное воздействие на целостный состав человека, на дух, душу и тело.

В заключение хотелось бы подвести итог:

1) каждого человека, находящегося в состоянии комы, следует считать потенциально контактным человеком, для которого возможна связь с окружающими посредством специальной медицинской аппаратуры (то есть не следует делить пациентов на перспективных, неперспективных, контактных, неконтактных);

2) каждый человек, находящийся в коме, имеет право на медикаментозную, душевную и духовную поддержку, то есть он нуждается в поддержке и любви, находясь в состоянии изоляции от окружающего мира;

3) с точки зрения богословия, в случае человека, находящегося в вегетативном состоянии, необходимо воздействие не только (и не столько) на его мозговую деятельность, но и на его целостный состав: дух, душу и тело.

Протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ