«Без старания не получишь знание» или какие стратегии самомотивации используют в ИЭУиП

Источник: сайт МГПУ
Источник: сайт МГПУ

Самомотивация - это то, что позволяет каждому человеку двигаться вперёд, проявлять внутреннюю силу, действовать в направлении достижения намеченной цели, обнаруживая инициативу. Многие студенты, выбирая вуз, основывались на той или иной мотивации, глубоколичностой причине. Она довольно трудно поддаётся влиянию извне. Но если оно все же случается, то эффект длиться ровно до тех пор, пока действует мотивирующий фактор. Обучение в течение нескольких лет требует постоянной мотивационной подпитки. При этом умение регулировать мотивацию, поддерживать её на должном уровне – тот навык, который желательно приобретать с малых лет. В студенческие годы осознание необходимых для этого ресурсов, умение настроить себя на работу, знания основ планирования и самоконтроля позволяет молодым людям не терять интерес к процессу обучения и добиваться отличных результатов.

Исследователи, на протяжении многих лет занимавшиеся этим вопросом, пришли к выводу, что многое зависит от степени самоконтроля уровня мотивации, способности находить новые стимулы и своевременно исправлять причины, приведшие к её снижению. Все это укладывается в концепцию стратегий самомотивации. Так, немецкие учёные выделили восемь стратегий, помогающих в регуляции мотивации. Кратко перечислим их:

1) Самоубеждение с ориентацией на мастерство («Я убеждаю себя сильно стараться ради учёбы»).

2) Самоубеждение с ориентацией на результат («Я обращаю своё внимание на то, как важно получать хорошие оценки»).

3) Самоубеждение с ориентацией на избежание плохих последствий — слабой успеваемости, неудач и смущения («Я представляю, что мои однокурсники смеются над моей плохой успеваемостью»).

4) Творческая модификация учебного задания, чтобы сделать его более приятным и захватывающим для себя («Я делаю процесс обучения более приятным для себя, стараюсь организовать его в игровой форме»).

5) Привязка учебной деятельности к личному опыту и предпочтениям, чтобы повысить её ценность и сделать более осмысленной («Я пытаюсь связать свои учебные задачи с жизненными»).

6) Организация себе рабочей среды, благоприятствующей обучению («Я слежу за тем, чтобы отвлекающие факторы возникали как можно реже»).

7) Разбивка большой цели на несколько маленьких, более достижимых, и постановка ближайшей цели («Я выполняю работу шаг за шагом, чтобы получить ощущение, что я продвигаюсь вперёд»).

8) Поощрение себя за успешное выполнение учебной задачи («Я обещаю себе, что после работы займусь тем, что мне нравится»).

Выбор той или ной стратегии ситуативен, зависит от ряда факторов, среди которых не самое последнее место занимает личность самого обучающегося.

Немецкие ученые Института психологии Университета Дуйсбург-Эссен и Института исследований в области образования Рурского университета Бохума провели лонгитюдное исследование студентов университетов с целью изучения взаимосвязи использования стратегий мотивационной регуляции и важных аспектов успешного академического обучения, а именно успеваемости и желания бросить учебу, что, по мнению ученых, фактически означает тот самый «отсев». Одной из побудительных причин такого исследования послужила проблема отсева значительного количества студентов в процессе обучения во время неуклонного роста глобально спроса на высшее образование в различных странах мира. В последнее время управление мотивацией привлекает все большее внимание эмпирических специалистов в области саморегулируемого обучения, которые фокусируются на отдельных некогнитивных факторах, которые могут способствовать успешному обучению. Рассматривая основные результаты, ученые пришли к выводу о воспроизведении посреднической роли академических усилий студентов как стратегии мотивационного регулирования в академическом успехе. И отметили некоторые стратегии, которые существенно не коррелировали с академической успеваемостью или намерением бросить учебу (например, контроль окружающей среды).

В нашем институте был проведен небольшой опрос по предпочтениям студентов среди описанных выше стратегий. Его результаты представлены на диаграмме ниже. Значительное большинство указало, что использует чаще всего последнюю стратегию «Поощрение себя за успешное выполнение учебной задачи», однако, также студенты особо отметили, что чаще все-таки в ход идут разные их комбинации в зависимости от конкретной ситуации и проблемы. На втором по популярности месте - стратегия «Самоубеждение с ориентацией на избежание плохих последствий — слабой успеваемости, неудач и смущения», третье место разделили стратегии «Самоубеждение с ориентацией на мастерство», «Самоубеждение с ориентацией на результат». Предположительно, это может свидетельствовать об ориентации к мотивационным стратегиям, которые чаще всего применяются в процессе школьного образования.

Источник: данные опроса студентов ИЭУиП
Источник: данные опроса студентов ИЭУиП

Таким образом, можно отметить у наших студентов факт наличия навыка не просто владения основами регулирования самомотивации, но и гибкости в стратегиях её применения с целью поддержания на устойчивом уровне. Что в целом довольно эффективно для успешной академической успеваемости!