В нашей маленькой бедовой школе случились новые учебники. Хоть мы и затрапезно-местечковые, но у нас всё очень даже передовое. Директриса, словно разъярённая тигрица, билась за каждое пособие. Выбила.
Честно говоря, надо было оставлять старые. Так вышло бы гораздо гуманнее.
На момент написания поста с выдержкой из нового учебника
у меня рыдал только один пятиклассник. А теперь их уже двое, что даёт мне право сделать промежуточный вывод:
Учебник по русскому языку авт. Ладыженская/Баранов 2023 года – сильная вещь. Похлеще "Гамлета", друзья.
Началось всё с того, что мы с пятиклассником разбирали вот это упражнение:
Проблемы начались на второй строчке. Мальчик не очень тяготеет к русскому языку, больше к гаджетам, а с ними вербально общаться нет необходимости. Поэтому у ребёнка сниженный словарный запас и недостаток речевой практики.
Мы никак не могли определить окончания прилагательных, пока не дошли до главного слова. Проскочили. А дальше пошло
...странное клацанье дроздов, гортанные, тревожные переклики сорок...
Здесь даже я слегка напряглась, ведь в конце сорок было три точки, а по смыслу окончание должно быть нулевое. То есть, ловят ещё и на семантике. Одна сорока же не может сама с собой перекликаться! Это нездорово!
Ну ничего, репетитор справился. Не первый год зачитываюсь учебниками.
А вот ученик поплыл. Клацанье мы кое-как пережили, но переклики его вывели из строя окончательно. Что интересно, это слово в редакторе подчёркивается красной волнистой линией. Значит, компьютер тоже не в курсе. Куда уж пятиклассникам!
Чтобы он меня не затопил, вывела беднягу на крыльцо. А у нас всегда сороки устраивают перекличку, дача окружена лесом. Прислушались, поняли, что это такое, и успокоились.
На следующий урок пришла девочка. Она тоже расстраивалась. И плакала. Из-за "вертикальных побегов". Для неё побег – это "убежать из мест не столь отдалённых". Тут она оживилась и стала рассказывать про дядю, который... Я пресекла. Лишняя для меня информация. Тогда она опять зарыдала.
Трогательное и грустное получилось упражнение. Однако дело не только в нём. Оно и в старых редакциях присутствовало.
Полистала новое пособие с целью ознакомления и погружения в материал. И увидела вот такое:
Тут уже всплакнул репетитор. Что ж вы творите?! Мы от гортанного клацанья не отошли! А через двадцать упражнений – такое откровение! Нельзя же так резко радовать! В пятом-то классе!
Неудобоваримая подача. А главное – она не нужна в пятом классе! Сравнила с редакцией 2012 года – нет такого. Ни мой ученик, ни ученица, ни их одноклассники не осилят такой материал. Не по возрасту. Даже не представляю, что будет делать учитель.
Ещё заметила, что упражнения в новом учебнике длиннее. В старом тоже встречались объёмные опусы, но их концентрация была не такой высокой.
Сложилось впечатление, что до составления книги добралась кафедра моего лингвистического факультета. Причём в полном составе!
Очень обидно, что в очередной раз хорошая идея о приведении учебников к общему знаменателю вылилась в нечитаемую научную абракадабру. Понимаю, торопились. И забыли, для какого класса старались.
Даже пословица гласит "Поспешишь – людей насмешишь". Но чтобы рыдать...
На что надеялся репетитор:
- Меньше теории.
- Больше внятных письменных заданий на отработку необходимых грамматических и прочих навыков.
- Гораздо больше упражнений на разговорную речь, потому что именно с ней сейчас проблемы.
- Вынесение непонятных слов (архаизмов, к примеру) в отдельный список и последующая их проработка. Так делается в некоторых учебниках иностранных языков. Известная практика.
- Изъятие из редакции некоторых упражнений с целью сохранения литературы.
Поясню. Мы с вами горячо любим творчество Нагибина, но если начинать с подобной подачи, то никто потом к его произведениям и близко не подойдёт.
Обсудим? Видели творение? Скорее всего, наши инопланетные гости руку приложили. Не иначе. По стилю очень похоже. Отвлекли методистов – и вперёд😏