Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Неизвестная Карелия. О чём речь?

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Открытый гуманитарный институт» и Национальная библиотека Карелии запустили новый культурно-просветительский проект «Неизвестная Карелия» (в названии есть ещё и приставка «Острова Гипербореи», правда, такое добавление тут точно излишне, но так решили авторы проекта).

Суть образовательного начинания пояснил один из его создателей председатель совета «Открытого гуманитарного института» Вениамин Каганов, во вступительном слове к первому заседанию, сообщивший, что хотя Карелию мало кто не знает в России (это бесспорно популярный туристический регион), но всё же есть необходимость рассказывать гражданам страны о историко-культурных достопримечательностях республики и её социально-экономических достижениях. Сама такая идея похвальная и хорошо что её поддержала Национальная библиотека Карелии (вместе с Кагановым открывала первое заседание ещё и директор библиотеки Марина Никишина).

Первая тема заявлена была интригующе: «Карелия – Северный форпост Российской Федерации в условиях новых вызовов и угроз». А то что разговор пойдёт серьёзный, стало понятным после того как я узнал что в роли докладчика выступает Валерий Шлямин, на сегодняшний день, пожалуй, самый авторитетный в России эксперт по теме российско-финляндских приграничных отношений и стратегическому планированию в Северо-Западном федеральном округе. Доктор экономических наук В. Шлямин не просто учёный-исследователь, но ещё и практик, прежде многие годы возглавлявший Торговое представительство России в Финляндии, а до того работавший министром внешних связей в правительстве Карелии (хотя это, конечно, давно уже было). В общем, В. Каганов не ошибся с фигурой, открывавшей его проект. Тут только ради Шлямина нужно было присоединятся к онлайн лекции, анонсированной «Открытым гуманитарным институтом».

И Валерий Александрович ожиданий не обманул. В короткой по времени лекции сумел представить объёмную картину и экономики Карелии, и её приграничной роли в нынешних геополитических кувырканиях, а также объяснил в общих чертах в чём плюсы и минусы стратегического планирования развития регионов Северо-Запада России. Лекция Шлямина будет выложена на сайте «Открытого гуманитарного института», потому желающие смогут и без моего беглого её изложения познакомиться с содержанием выступления, но я всё же в самом сжатом виде остановлюсь не темах, которые мне представляются важными для понимания состояния нынешней Карелии.

Финны как мишень для НАТО

Начну с Финляндии. Тут хочешь-не хочешь, а приходится говорить, что Карелия, как приграничный регион России, оказалась в труднейшем положении из-за того, что Финляндия стала членом Североатлантического военно-политического блока. Как верно выразился Шлямин, Финляндия стала для нас враждебной страной. И исходить в отношениях с ней придётся теперь из этого негативного внешнеполитического обстоятельства. Приграничье наше уже стало зоной военного противостояния (хочется надеяться, не столкновения). А значит, все отношения между Россией и Финляндией в перспективе будут только ухудшаться. Естественно, пострадает и Карелия. Рушатся экономические связи, прежде взаимно выгодные нам с финнами. Рушатся культурно-образовательные проекты. Рушатся общественные и даже личные отношения между гражданами по обе стороны границы (теперь враждебной, к сожалению). По всей видимости, в недалёкой перспективе даже родственные отношения будут затруднены и коснётся это тысяч семей, проживающих по разные стороны границы.

Валерий Шлямин, редко позволяющий себе резких оценок (сказывается дипломатическая выучка), на этот раз довольно болезненно отшлёпал плохо образованных, по его мнению, современных руководителей Финляндии, затащивших Финляндию в члены НАТО. Он убеждён, произошло это не от большого ума финских политиков, своими плохо просчитанными решениями навредившими своим соплеменникам. Из-за чего Суоми потеряла выгодный ей международный статус нейтрального государства, позволявший одинаково получать экономические преференции и от атлантистов (США), и от России. Теперь этому пришёл конец, поскольку Финляндия стала пространством военного конфликта. И что ужасно для финнов, территорией ближнего военного конфликта. Не приведи Господи, произойди худшее (боюсь употреблять слово «война»), финны станут первыми её жертвами среди государств-членов НАТО. Кому-то это не понятно? Похоже, головотяпам и не понятно. Так образно поименовал Шлямин руководителей современной Финляндии. Помилосердствовал, конечно. Надо бы резче отозваться на из безумие.

Обращаясь к теме внешней политики, он недоумевал насколько безрассудно ведут себя члены альянса, проживающие в Балтийском регионе. Прозвучало предложение со стороны прибалтийских государств закрыть для России Балтийское море. Такую возможность государства-члены НАТО поясняют тем, что они контролируют 90% Балтики (что правда), а потому могут перекрыть здесь судоходство для России. Наш Калининградский балтийский берег сразу попадает в блокаду. Понятно, никто не рискнёт запирать Российский морской флот под Петербургом, но дразнятся, задирают нашу много терпеливую страну.

Карелия потерявшаяся

Оценки доктора экономических наук Шлямина, касающиеся текущего состояния экономики Карелии, не радуют, скорее даже удручают. Валерий Шлямин сравнил темпы социально-экономического развития Карелии по отношению к другим регионам Северо-Запада России и они не в пользу нашей республики. Начать с того, что заметно убывает численность населения, особенно в северной части Карелии, которая сегодня называется Русской Арктикой. Экономическая деградация территории привела к тому, что молодые люди уезжают из северных районов Карелии. И эта негативная тенденция пока не прерывается. Изменится ли ситуация?

Шлямин оптимистично рассчитывает на лучшее, имея в виду то, что депрессивные территории Карелии включены в Арктическую зону, получив налоговые и финансовые преференции, а значит должна меняться ситуация к лучшему. Когда я пишу о депрессивных северных районах Карелии, то в их число не включаю, конечно, Костомукшский городской округ. Но все остальные пять муниципальных образований (Лоухский, Кемский, Калевальский районы, а также Беломорский и Сегежский округа) находятся в критической чёрной зоне. Здесь все перемены к лучшему - в режиме ожидания.

В. Шлямин видит перспективу их развития в грамотном вписывании карельских арктических районов в экономику Северного морского пути. Но это всё пока - за горизонтом. А вот сегодняшние оценки Шлямина: в Карелии не растёт такой важный показатель как валовый региональный продукт на душу населения, по нему в Северо-Западном федеральном округе мы на предпоследнем месте, хуже обстоят дела только в Псковской области. Снижается такой экономический показатель как капитальные вложения на душу населения. Удручает такой интегрированный показатель как уровень качества жизни (вот оно и объяснение - почему народ разбегается из северных районов Карелии). По ряду интегральных социально-экономических показателей (Шлямин отнёс их разряду инклюзивной статистики) Карелия болтается в самом конце всех российских регионов, занимая места ниже 60-й позиции (из 89 регионов страны). Произнеся всё это, Валерий Шлямин заметил осторожно, мол, нельзя этого не замечать и замалчивать. Верно уточнив, что всё это ведёт к росту социальной напряжённости в республике (о росте общественного недоверия населения к политической власти он деликатно промолчал, но такая мысль напрашивалась).

Но Шлямин не был бы Шляминым, если б сразу не полил раны оздоровительным бальзамом, пояснив, что в экономическом преображении Карелии он возлагает надежды на включение республики в Большое евразийское кольцо – речь идёт о транспортной связанности России с азиатскими государствами как по Северному морскому пути, так и посуху - о грандиознейшем китайско-российском проекте «Один пояс, один путь» разговор (только что в Пекине прошёл одноимённый международный форум, на котором Россию представлял президент В. Путин).

Пространственное развитие регионов

Тема пространственного развития регионов России постоянно звучит в публичных выступлениях В. Шлямина. И он прав. Регионы, заинтересованные в привлечении инвестиций в свои экономики, всё же не должны конкурировать друг с другом во вред стране. Отсюда и главный тезис Шлямина – федеральный центр должен разрабатывать вместе с регионами стратегию общего пространственного развития всех субъектов Федерации, когда бы при учёте экономической спецификации субъектов Федерации формулировалась общая программа их развития, по крайней мере по федеральным округам и планирование такое должно быть рассчитано по времени на перспективу, скажем, до 2035 года. А этого сегодня нет.

Надо заметить, что критика Валерием Шляминым управленческой (организующей) роли федеральных округов, как самостоятельных институтов межрегиональной власти, более чем справедливая. Прямо скажем, не ясна их функция, кроме надзорно-административной. Шлямин предлагает именно на федеральные округа возложить стратегическое планирование развития регионов. А поскольку такого нет сейчас, то макрорегионы и разваливаются как самостоятельные государственные образования.

Впрочем, всё же порекомендую вам самим В. Шлямина послушать (в записи), не исключаю, что я что-то по-своему интерпретирую из сказанного им.

-2

Высокая планка

Тон диалога, заданный Валерием Шляминым, прямо скажем, не простой. Его трудно будет поддерживать на такой же интеллектуальной высоте. Он не похвальный в отношении власти, каким впрочем и должны быть оценки эксперта. Мне показалось, наблюдая онлайн-трансляцию, что В. Каганов ждал чего-то более упрощённого, когда задумывал свой цикл лекций на тему «Неизвестная Карелия» (и совсем уж тут ни к селу ни к городу тематическая добавка в виде «Островов Гипербореи»). Не исключено, авторы проекта изначально сориентированы были на некий информационно-туристический проспект (рекламного характера), но Шлямин совершенно иное предложил им. Как теперь быть?

Следующая анонсированная лекция, запланированная на 1 ноября, по всей видимости, вернёт образовательный проект в его историко-познавательное лоно. Лучше это будет, хуже – то сказать сложно. Но неизвестные страницы современной политэкономической истории от Шлямина побуждают к раздумьям. Это уже установленный факт.

Анатолий Цыганков