Найти в Дзене

Из хроники репрессий: 2 – 4 декабря

Оглавление

1929. Декабрь, 2

Закрыта для богослужений Богоявленская церковь.

С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время собор полностью восстановлен.

Смотрите историю Томского собора — в нескольких фотоснимках.

[ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.7. Л.170; Богоявленский кафедральный собор // Православные храмы Томска: альбом.  Томск, 2005.  С. 3053; История Богоявленского кафедрального собора города Томска; Томск. Кафедральный собор Богоявления Господня. Соборы.ру]

-2

1936. Декабрь, 4 и 7

-3

Состоялся Пленум ЦК ВКП(б), на котором был заслушан отчет Ежова о раскрытых троцкистских группах, совершенных ими диверсиях, о количестве арестов по «троцкистским делам».

По троцкистским делам было арестовано несколько тысяч человек, в частности, названы подсудимые готовящегося процесса: Пятаков, Радек и другие, выдвинуты новые обвинения в адрес Бухарина и Рыкова, заявлено о существовании «антисоветского правого центра».

На основании доклада Ежова проведено обсуждение вопроса о причастности Бухарина и Рыкова к «преступлениям троцкистов» и к террору. Резолюция: «Принять предложение т. Сталина: считать вопрос о Рыкове и Бухарине незаконченным. Продолжить дальнейшую проверку и отложить дело решением до следующего пленума ЦК».

[Декабрьский пленум ЦК ВКП(б) 1936 года: Документы и материалы. // Москва. РОССПЭН. 2017; «30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7).]

-4

1937. Декабрь, 2

В этот день были расстреляны 25 человек, жителей Томска и Томской области.

Все они проходили по национальным статьям: по обвинению в принадлежности к «Польской организации войсковой» было расстреляно 15 человек, остальные 10 человек, татары по национальности, 25 ноября были обвинены в участии в «Гаскери-Уешма», контрреволюционной шпионско-диверсионная организации, еще 8 человек. Реабилитированы в 1956–1958 году.

Назовем только 3 имени.

Барако Иван Иванович
Барако Иван Иванович

Барако Иван Иванович (1893–1937) — работал в Томске портным, обслуживал сотрудников Томской милиции.

Родился в Польском городе Сувалки, поляк. Арестован 23 октября 1937. Осужден 20 ноября по обвинению в членстве в контрреволюционной организации «Польская организация Войсковая». Расстрелян 2 декабря 1937. Реабилитирован в сентябре 1956.

Из газеты «Народная трибуна» за 16 июля 1994 года:

— В течение пяти лет из большой семьи Барако, проживавшей в Томске, навсегда ушли пятеро: отца расстреляли в 37-м, вскоре умерла мать и за ней — младшая дочь. Старшие брат с сестрой ушли на фронт и там пропали без вести. Осталась средняя дочь Юзефа совсем одна.
Из рассказов отца Юзефа помнила, что он был родом из польского города Сувалки. затем уехал в Ригу и работал там портным. с приближением фронта первой мировой войны эвакуировался в Сибирь, и здесь он продолжал работать портным, пока не забрали в 37-м.
Реабилитационные документы на отца Юзефа получила в 1993 году. Выяснилось: никакой он не «враг». Более того, в документах допроса 37-го года сохранились все сведения о ближайших родственниках отца, проживавших в Сувалках. оказалось, все три сестры отца тоже были портнихами, как и их брат-томич...

Корреспондент газеты Геннадий Бурматов, автор заметки, рассказал о том, как благодаря помощи Томских правозащитников и поддержке фонда Солженицына, удалось помочь Юзефе Барако установить связь с родственниками в Польше и даже совершить паломничество на родину отца.

[Материалы семьи Барако; Книга памяти Томской области; Г. Бурматов. Помощь из фонда Солженицыных. Народная трибуна от 16 июля 1994 года]

Посещение Юзефой Барако могил предков в Польше. 1994. Источник: архив музея.
Посещение Юзефой Барако могил предков в Польше. 1994. Источник: архив музея.
-7

Лев Вениаминович Иорш (1909–1937), работал инструктором Томского горсовета.

Родился в Латвии, в городе Люцине. Образование начальное, еврей.

Арестован 22 октября 1937. Перед арестом исключен из членов президиума горсовета как «связанный с троцкистско-бухаринской группой в комсомоле и проводившего линию на развал массовой работы». 20 ноября приговорен к ВМН как участник контрреволюционной организации «Польская организация Войсковая». Расстрелян 2 декабря 1937. Реабилитирован в сентябре 1956.

Выдержки из Протокола пленума Томского горсовета о выводе из состава пленума и президиума врагов народа от 4–6 августа 1937:

«т. Романов — Следующий вопрос об исключении Иорша, б[ывшего] инструктора городского Совета, как связанного с троцкистско-бухаринской группой в комсомоле и проводившего линию на развал массовой работы.
Партгруппа предлагает исключить Иорша как фашистского выродка и врага народа. Кто за исключение Иорша из членов пленума горсовета? Поднимите руки. Члены пленума единогласно голосуют за исключение Иорша. […]
т. Кузнецов (инструктор крайисполкома) — […] Президиум горсовета через десять очков смотрел на врага народа, сидящего в президиуме. Зельцер оказался выродок, шпион. А такая сволочь — Иорш, вредил и продавал документы за границу, а ездить туда — это не в гости, а президиум теперь оправдывается, просмотрели врага […]»

[ГАТО. Ф. Р-430. Оп.1. Д.681. Л.24, 773 // 1936 1937 гг. Конвейер НКВД. Из хроники «большого террора» на томской земле. С. 208213; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]

-8

Гайнуллин Хаким (1898–1937), работал в Томске фельдшером городской больницы.

Родился в деревне Васюково Казанской губернии, татарин, получил среднее образование. В Томске был арестован 10 ноября. Обвинен по групповому делу в участии в несуществующей организации «Гаскери-Уешма». 25 ноября приговорен к ВМН. Расстрелян 2 декабря 1937. Реабилитирован 1 июля 1958.

[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; Книга памяти Республики Татарстан т.18]

-9

1937. Декабрь, 4

Исключен из рядов ВКП (б) вследствие доносов учительницы Екимовской начальной школы М.И. Мамаевой прокурор Кожевниковского района И.И. Кокшаров. Дальнейшая его судьба не установлена.

Из Докладной записки секретаря Кожевниковского райкома ВКП(б) [Ларичева] секретарю крайкома [Шубрикову] о масштабе вредительской деятельности в районе от 18 июля 1937 г.

«...Кроме этого, мы сейчас вскрыли большие преступления, которые очевидно делались сознательно и организованно в районной прокуратуре. Прокурор Кокшаров сознательно прекращал уголовные и политические дела. Весной этого года был организованный саботаж в колхозах с. Вороново. Мы предложили выехать Кокшарову и привлечь организаторов саботажа к судебной ответственности, указав конкретно виновников срыва посевной. Однако Кокшаров посидел несколько дней и ничего не сделал, заявив, что там ничего нет. Теперь вскрыты и арестованы контрреволюционная группа в этих колхозах. В с. Екимово учительница Мамаева более полутора лет давала сигналы о контрреволюционной группе учителей в этом селе, но никто ничего не принимал, никаких мер, наоборот, против этой учительницы создали травлю, стали называть ее проституткой и т. д. В мае месяце с/г. я дал задание Кокшарову, чтобы немедленно выехать лично и проверить все эти факты, которые излагает Мамаева. Кокшаров поехал и занялся собиранием ложных материалов против Мамаевой и когда приехал, то доложил Райкому, что там нет ничего и что Мамаева создает склоку. Сейчас все факты, о которых Мамаева сигнализировала, подтвердились и контрреволюционная группа учителей арестована, один из них польский шпион»...

О заявлениях учительницы деревни Екимово Кожевниковского района Марии Мамаева, в которых она сообщала о вредительской деятельности в селе группы своих коллег учителей, работников районных организаций и других жителей села, мы писали в Хронике от 20 августа.

В своем очередном заявлении, написанном в августе 1937 года, она указала, что уже в течение 5 лет активно сигнализирует о вредительской деятельности в районе, но все её заявления властями не берутся во внимание должным образом.

[ЦДНИ ТО. Ф.252. Оп.1. Д.208. Л.3335, 5456 // Архивы Сибири Под грифом «Секретно». 1937 1938 гг. Операции НКВД. Из хроники «большого террора» на томской земле. С. 6164, 7074; Я.А.Яковлев, Ю.К. Рассамахин. Рассказы о томской прокуратуре. Т-1. С. 463.]

-10

1939. Декабрь, 2

Нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия отправил в ЦК ВКП(б) письмо № 5332 с предложением выселить до 15 февраля 1940 все семьи польских осадников с оккупированных Красной Армией территорий Восточной Польши — более 27 тысяч семей, хотя реально их было 6–7 тысяч.

4 декабря было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П9/158, а 5 декабря — постановление СНК СССР №2010-558с о депортации осадников и использовании их на лесоразработках наркомлеса СССР, в том числе на территории нынешней Томской области.

21 декабря — решение Политбюро № П11/15 и постановление СНК СССР № 2085-592сс от 22.12.1939 об осадниках. 24 декабря Л.П. Берия написал письмо председателю СНК СССР Молотову № 5727 с проектами подготовленных НКВД исполнительных актов по депортации польских граждан.

29 декабря последовало окончательное решение Политбюро № П11/68 и постановление СНК № 2122-617сс того же числа, утвердившие три важнейших документа НКВД — «Положение о спецпоселках и трудовом устройстве осадников, выселяемых из западных областей УССР и БССР», «Инструкцию о порядке переселения осадников из западных областей УССР и БССР» и «Штаты районной и поселковой комендатуры НКВД спецпоселков»

Осадниками по-польски называли колонистов, преимущественно демобилизованных участников польско-советской войны 1919–1920 гг., получивших на этих территориях земельные наделы от правительства Польши в 1920-е гг. Необходимо отметить, что, по польским данным, на восточных территориях довоенной Польши проживало не более 6–8 тысяч семей осадников. Депортация «осадников» 10 февраля 1940 года фактически охватила более 27 тысяч семей, то есть в 3–4 раза больше истинного их числа. Отсюда следует, что термин «осадники» применялся советскими органами весьма расширительно и был распространен на другие категории выселяемых сельских жителей

[Репрессии против поляков и польских граждан. Вып.1. С. 117–118.]

-11

1940. Декабрь, 2

Овчинников Иван Васильевич. Начальник Томского горотдела НКВД (10.1936 – 08.1938).
Овчинников Иван Васильевич. Начальник Томского горотдела НКВД (10.1936 – 08.1938).

Военным трибуналом войск НКВД Западно-Сибирского округа к 10 годам ИТЛ осужден Иван Васильевич Овчинников (1898–1941), капитан госбезопасности, начальник Томского горотдела НКВД с 16 октября 1936 по август 1938, активный организатор и участник политических репрессий в 1936–1938.

Перед арестом работал начальником Управления дорожного строительства Дальстроя ГУДС НКВД СССР, проживал в поселке Ягодном Магаданской области.

1924 марта 1941 осужден тем же трибуналом по ст. 193-17. п. «б» УК РСФСР к ВМН, расстрелян 19 мая 1941.

Из Обзорной справки по архивно-следственному делу № 282255 от 6 января 1956 года:

«...Работая в 1937 г. и первой половине 1938 г. начальником Томского горотдела НКВД, Овчинников грубо нарушал революционную законность, проводил массовые необоснованные и незаконные аресты, извращал методы ведения оперативно-следственной работы, практиковал незаконные методы допросов, допускал фальсификацию следственных дел, установил стандартные справки на арест. В результате впоследствии при проверке большое количество следственных дел было прекращено, а арестованные по ним лица реабилитированы.
Овчинников практиковал обработку арестованных в камерах через привлеченного для этой цели участника контрреволюционной повстанческой организации Пушнина,1 осужденного на 10 лет ИТЛ; требовал от работников горотдела, чтобы каждый из них заканчивал в день по 5 – 7 следственных дел, ориентировал их на получение от арестованных признательных показаний без их проверки и документации; сам лично брал вымышленные показания от ряда арестованных; забросил агентурную работу»...
-13

Источники и литература:

-14

1953. Декабрь, 3

Осужден Лев Александрович Вишеров, 1895 года рождения, член КПСС, доцент кафедры марксизма-ленинизма Томского электромеханического института.

Обвинялся в том, что в 1924 – 1927 был членом троцкистской оппозиции. В 1942 – 1952 искажал во время лекции теорию марксизма-ленинизма, подчеркивал экономическую мощь США, недостаточно освещал «суть политического двурушничества троцкистско-зиновьевского блока; пересказывал знакомым передачи иностранного радио».

[ГАРФ. Ф.8131. Оп.31. Д.40715 // 58-10.Надзорные производства прокуратуры СССР. Аннотированный каталог. Март 1953 1991. С.205]

-15

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.