Какие мультики у вас ассоциируются с Диснеем? С вероятностью до 90% это будет что-либо из списка мультфильмов, произведённых в один конкретный период истории студии, озаглавленный сейчас как Ренессанс Диснея. «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Король Лев», «Покахонтас», «Горбун Нотр-Дама», «Геркулес», «Мулан» и «Тарзан» — те мультики, которые которые сейчас считаются золотым фондом мультипликации — были созданы студией на протяжении 1990-х годов. И кто бы мог подумать, что буквально перед выходом «Русалочки» отдел анимации собирались закрывать?
Все фильмы той эпохи. Второй в списке, "Спасатели в Австралии", оказался там скорее случайно — это был сиквел к "Спасателям" 1977 года. В нём есть элементы, характерные для Ренессанса, но он не был таким же коммерчески успешным и не получил номинаций ни на Оскар, ни на Энни. Зато стал не только первым в истории Диснея сиквелом, но и первым мультфильмом, полностью произведённым через CAPS.
К 80-м годам с мультипликацией у Диснея всё было очень плохо. После смерти Уолта Диснея в 1966 студия сначала потеряла своего идейного руководителя, а после смерти его брата Роя в 1971-м ещё и «предпринимательские мозги». Мультфильмы, выпускаемые в те годы не смогли повторить ни коммерческого успеха своих предшественников, ни успеха у критики, да и по духу отличались от волшебных музыкальных сказок золотой и серебрянной эпохи. Начались задержки в производстве; дошло до того, что аниматорам приказывали для экономии времени и денег использовать уже готовую анимацию из мультиков предыдущей эпохи (например, сцена танца с леди Мэрион из «Робина Гуда» 1973 года один в один повторяет сцену танца Белоснежки из одноимённого фильма). В этот период, названный «бронзовым веком» или же «тёмными веками», вышли «Коты-аристократы», «Робин Гуд», «Винни-Пух», «Спасатели», «Лис и Пёс» — и хотя критика встречала их сдержанно-тепло, а сами фильмы ещё хоть как-то отбивали затраты на производство, общая популярность анимации снижалась, перекочёвывая всё больше на телевидение и приобретая репутацию детского жанра. Сам же Дисней стал делать ставку на игровое кино и посудите сами насколько успешно: одним из фильмов, выпущенных в то время, было кино про мула-футболиста. Кино, не мультик. Про мула, который играет в футбол. Так что можно понять насколько сильно студию тогда лихорадило.
И 80-е оказались для Диснея особенно тяжёлыми. Из-за творческих разногласий и усилившегося контроля со стороны студии во время производства «Лиса и Пса» в 1979 году ушёл главный аниматор, Дон Блут, попутно прихватив с собой 11 художников старой школы (а это 17% штата аниматоров). Его Don Bluth Productions просто конвейером (в хорошем смысле) стала выпускать хит за хитом — «Секрет Н.И.М.Х», «Земля до начала времён», «Все псы попадают в рай» — став основным конкурентом Диснея вплоть до 90-х. Финансово у Диснея всё тоже было не очень радужно и в 1984 их едва не выкупил американский миллиардер Сол Стайнберг. После серии финтов ушами, дабы избежать поглощения компании, на пост исполнительного директора встал Майкл Айзнер, установка у которого была одна — делать деньги. Финальным гвоздём в крышке потенциального гроба отдела анимации Диснея стал «Чёрный котёл» 1985 года. Это был мультфильм настолько непохожий на всё что студия выпускала до этого, что он стал коммерческим и художественным провалом. У фильма был рейтинг PG, более мрачная история и очень дорогое по тем временам производство. Сборы едва покрыли только половину расходов, что чуть не убило весь анимационный отдел Диснея. Это не фигура речи: Айзнер, и без того скептически относящийся к анимации, серьёзно рассматривал возможность закрыть и распустить весь отдел — основание всей студии! Это как если бы Макдональдс перестал выпускать бургеры. Племянник Уолта Диснея, Рой Эдвард, с целью сохранить дух семейного бизнеса, возвращается после своей отставки, убеждает Айзнера не закрывать отдел анимации и дать им ещё один шанс. В итоге, Айзнер и председатель совета директоров Джеффри Катценберг «временно» выселяют анимационный отдел из специально предназначенного для них здания в Бербанке в кучку каких-то гаражей и ангаров, попутно сдвигая их фокус на телевизионные мультсериалы, но всё же разрешая производство ещё одного полнометражного мультфильма. Крышесносный успех фильмов Дона Блута только подливает масла в огонь.
В последующие годы выходят два полнометражных фильма, чуть ли не прямо ответственных за возрождение диснеевского анимационного жанра. «Великий мышиный сыщик» 1986 года и его успех, хоть и уступающий вышедшему то же время Блутовскому «Американскому хвосту», вернул руководству студии веру в анимационный отдел. Айзнер, видя успех Блутовской «Земли до начала времён», приглашает продюссировавшего мультфильм Стивена Спилберга поработать в Диснее. Вместе они выпускают мегасуперуспешный «Кто подставил кролика Роджера», который вернул мировой интерес к анимации как к жанровому кино, а не просто развлечению для детей по субботам. Причём вернулся не только интерес к анимации в целом, а к классической анимации Диснея, всё благодаря плеяде персонажей золотого века, включённых в фильм.
Видя такой успех, в студии решают вернуться к корням и превратить находящуюся тогда в продакшене «Русалочку» в музыкальную сказку. И тут на сцену вступает наследие бродвейских мюзиклов. Продюсеры приглашают ранее работавших с Диснеем поэта-песенника Говарда Эшмана и композитора Алана Менкена с Бродвея написать песни и музыку к мультфильму. Эшман и Менкен очень хотели сделать что-то, что походило бы по духу на «Белоснежку», «Золушку» и «Спящую красавицу», вернув в мультфильм много музыкальных аспектов того периода, включая «бродвейские» номера. Эшман и Менкен, а также Рон Клементс и Джон Маскер, режиссёры мультфильма, решили перекроить структуру фильма так, чтобы песни, прям как в бродвейских мюзиклах, несли на себе смысловую нагрузку и двигали историю. В студии в Эшмана верили и дали ему очень много креативной свободы, вплоть до возможности менять персонажей: в оригинале Себастьян говорит с ямайским акцентом именно с подачи Эшмана, потому что он хотел какую-нибудь весёлую песню с карибскими мотивами. Сценаристы же прописали для фильма архитипичную злодейку и много ярких персонажей второго плана. Сама главная героиня, Ариэль, была принцессой — типичной, диснеевской и первой с 50-х годов, когда выходил мультфильм про Спящую красавицу. Сказочная магия, героиня-принцесса и работа музыки сделали своё дело, и при выходе в 1989 году «Русалочку» встретил космический успех у аудитории и критиков, три номинации Оскар и две победы. Картина смогла наконец побить кассовый рекорд Дона Блута как самый коммерчески успешный анимационный проект. Этот успех Дисней повторял на протяжении последующих десяти лет.
Говард Эшман. Вместе с Аланом Менкеном они работали также и над музыкой для "Красавицы и Чудовища", но к сожалению Говард умер ещё выхода мультфильма, так и не увидев финальную версию. "Красавицу" посвятили ему, написав в титрах "Нашему другу Говарду, который дал русалочке голос, а чудовищу -- душу". Сейчас он считается одним из главных людей, ответственных за Ренессанс.
Алан Менкен. Он был одним из основных композиторов эпохи Ренессанса и до сих пор работает над музыкой к мультфильмам Диснея.
«Русалочка» стала лекалом, по которому строились все остальные мультфильмы эпохи Ренессанса Диснея, и музыкальном плане, и в плане режиссуры. И хоть их корни берут начало в золотом и серебрянном веке Диснея, в «Русалочке» студия нашла «золотую» формулу для своей последующей анимации.
Для начала, успехом оказалась та самая структурная простота мюзикла. Эшман и Менкен взяли типовые бродвейские номера и использовали их в почти каждом фильме для конкретных аспектов истории — любовная песня, весёлый групповой номер и, самое главное, песня героя и песня злодея. Последние две представляют собой подтип песни «Я хочу», в которой герой или злодей чётко и ясно пропевает свои желания и мотивацию. Ариэль хотела быть среди людей, Бэлль мечтала о приключениях, Мулан — быть принятой такой, какая она есть. Музыкальные номера и песни в мультиках не просто стилистическое украшение, они помогают представлять персонажей и двигать историю вперёд. Именно эти песни потом номинировались на и часто получали Оскар, либо же просто оседали в массовом сознании. Такая простая структура отлично помогала рассказывать историю, вызывая интерес как у детей, так и у взрослых, и вдобавок подходила сказочному ностальгическому сеттингу заново рождённого Диснея.
Истории тоже стали масштабнее и глубже. Почти все они были так или иначе про поиск себя, причём развитие могли претерпевать не только главные персонажи, но и второстепенные. Антагонисты того периода тоже были «классические», самые что ни на есть отъявленные злодеи — без двойного дна или твистов. Серая мораль хороша для постмодернистской истории, но иногда хочется старой доброй чёрно-белой сказки, когда кристально ясно, за кого нужно болеть. Из сказочных элементов наконец вернулись принцессы — теперь уже торговая марка студии, а тогда о них только начинали вспоминать.
Также в это время Дисней стал активно использовать компьютеры в своей работе. Во-первых, они разработали систему CAPS — Computer Animation Production System. Мультфильмы оставались рисованными, но кадры оцифровывались и обрабатывались уже на компьютере, что давало художникам больше креативных решений, как например бóльшая динамика кадров или необычные ракурсы и движения камеры. Во-вторых, они стали постепенно вводить 3D-элементы компьютерной анимации, особенно в экшн-сценах (например, побег Алладина из пещеры чудес или танец Белль и Чудовища). Всё это давало возможность показать тот самый масштаб, характерный для фильмов Ренессанса. Вспомните сцену со стадом в «Короле льве» после гибели Муфасы или несущуюся по склону армию кочевников во время лавины в «Мулан». Первую анимировали три года, а для анимации движущейся толпы в «Мулан» даже была разработана отдельная программа (под названием «Аттила», хех).
Здесь виден пример одновременного использования 3D-анимации для заднего фона и CAPS для самих героев. В итоге это позволяет имитировать приём параллакса, доступный только физической камере.
Вот такая относительно простая формула — сказочный волшебный мир, архетипичные герои, музыкальные номера, западающие в душу и анимация подстать. Каждый последующий фильм собирал больше предыдущего — наград, денег, зрительской любви. Вершиной периода стал, наверное, «Король лев» (да-да, вспомните сейчас японского Кимбу, но прежде чем обвинять Дисней в плагиате, погуглите о чём был мультик). Один «Король лев» собрал в США больше, чем ВСЕ фильмы, выпущенные Диснеем в его бронзовый век. Можно, конечно, долго перечислять сколько наград, отзывов и денег собрал каждый фильм и его саундтрек, но я думаю лучшим показателем успеха этих мультфильмов является народная любовь и их полная интеграция в массовое сознание. ̶И̶ ̶п̶а̶р̶а̶з̶и̶т̶и̶р̶о̶в̶а̶н̶и̶е̶ ̶н̶ы̶н̶е̶ш̶н̶и̶м̶ ̶Д̶и̶с̶н̶е̶е̶м̶ ̶н̶а̶ ̶с̶в̶о̶и̶х̶ ̶с̶т̶а̶р̶ы̶х̶ ̶м̶у̶л̶ь̶т̶и̶к̶а̶х̶ ̶в̶ ̶в̶и̶д̶е̶ ̶л̶а̶й̶в̶-̶э̶к̶ш̶е̶н̶а̶.̶
Ренессанс Диснея закончился с выходом «Тарзана». Он тоже был тепло встречен критиками и аудиторией, но уже настала другая эпоха. Пиксаровская «История игрушек», вышедшая в 1995, проложила дорогу 3D анимации (кстати, именно с технологиями Pixar когда-то создавалась система CAPS). От других студий последовали «Корпорация монстров» и «Шрек», и Дисней уже не смог угнаться за конкурентами. «Империя солнца», планировавшаяся к выходу после «Тарзана», попала в производственный ад, была полностью переработана и вышла под названием «Похождения императора», сильно отойдя от ставшей к тому времени классической формулы Диснея. К рисованым мюзиклам студия вернётся только в 2009 году, выпустив «Принцессу и лягушку», а бродвейская формула сохраняется до сих пор в их 3D анимации.
Если бы не период Ренессанса, Диснея бы сейчас вполне возможно не существовало, по крайней мере таким, каким мы его знаем. Но удачное стечение обстоятельств, а так же люди, оказавшиеся в нужное время в нужном месте, вылились в десятилетие, когда каждый выходивший мультфильм становился не просто хитом, а культовым произведением искусства. Не в пример Диснею нынешнему.
Автор: Клара Штейн