Почти все великие Империи прошлого так или иначе уделяли огромное внимание развитию коммуникаций, которые связывали бы разные части Империи с её центром и друг с другом. Все Империи древности и средневековья, в отличие от колониальных Империй нового времени с их заморскими владениями, которые выстраивали европейские государства, были чисто сухопутными Державами (или почти чисто сухопутными). Соответственно, все Империи старались создать сеть дорог - нервную систему государства, по которой шли самые разные "импульсы" от имперского центра на окраины и обратно. "Импульсами" этими были, в первую очередь, имперские армии, а также царские порученцы и гонцы и разные грузы и товары государственной важности.
Когда возникла Персидская Держава во главе с царским родом Ахеменидов, уже третий по счёту правитель Империи Дарий l-й (522-486 г.г.до н.э.) приказал построить так называемую Царскую Дорогу, протяжённостью 2400 км. из самого сердца Державы, г. Сузы до г. Сарды на западе Малой Азии (совр. Турция). Дорога была вымощена камнем, вдоль неё были расположены 111 почтовых станций, где царские гонцы и порученцы могли отдохнуть и поменять лошадей. Эта дорога полноценно функционировала более 1000 лет, надолго пережив Персидскую Империю.
Также и в Китае, когда ван (князь) государства Цинь Ин Чжэн завоевал все другие княжества Китая и провозгласил себя Цинь Ши-хуанди - первым государем Империи Цинь, то в первые же годы своего правления в качестве императора (221-209 г.г.до н.э.) он, кроме того, что повелел возвести Великую Китайскую Стену (соединив в одно целое ранее существовавшие укрепления от набегов кочевников, построенные разными китайскими княжествами), он также построил прекрасную мощёную камнем дорогу от своей столицы Сяньяна до крепости Цзююань - одной из главных крепостей в системе Стены (в районе нынешнего г. Баотоу в авт. р-не КНР Внутр. Монголия) длиной более 700 км. и шириной 15 - 30 м. Кроме того такие же дороги были проложены на самый юг страны: дорога до г.Фаньюй (совр. г. Гуанчжоу) протяжённостью 1600 км и дорога длиной 1100 км почти до восточного побережья Китая до г. У (совр. г.Сучжоу), откуда по системе озёр можно было выйти в устье реки Янцзы.
В Их Монгол Улс - Великой Монгольской Империи дороги камнем никто не мостил. Пехоты в имперской монгольской армии практически не было, осадные машины никто за собой не таскал, возили в походы на лошадях только металлические детали и механизмы от них, сами же деревянные машины рубили и собирали, как говорится, по месту. Поэтому без мощёных дорог можно было обойтись. Да и расстояния в Монгольской Империи были куда больше, чем даже в Империи Персидской. К тому же в оседлых регионах Империи кое-где были дороги построенные когда-то.
Однако прекрасная организация дорожной службы в Монгольской Державе была. То ли в 1229 г., то ли 1235 г.(по сообщениям разных источников) по распоряжению сына Чингисхана, второго Великого Хана Угэдэя в Империи была создана почтово-дорожная служба. По всем дорогам-направлениям с интервалами 30 - 45 км. были созданы станции-ямы с постоялыми дворами, колодцами, запасами кормов для лошадей и с самими резервными лошадями, а также со штатами гонцов-порученцев на каждой станции. Так что для бесперебойности и срочности доставки важной для государства информации на этиэ станциях можно было менять не только уставших лошадей, но и уставших гонцов.
Однако только две Империи прошлого построили очень протяжённую и разветвлённую, похожую на современную, сеть самых настоящих, дорог, построенных в соответствии с заранее разработанными ген.планами, дорог, имеющих каменное "покрытие" на всём своём протяжении и соответствующие технологические решения с учётом рельефа местности. Это были Римская Империя в Средиземноморье и Тауантинсуйю, Империя Инков, в Южной Америке. Общая протяжённость римских дорог была 90.000 км., что равно длине двух земных экваторов вместе взятых плюс дополнительные 10.000 км. Общая длина дорог инков почти в три раза меньше - 32.000 км. Однако с точки зрения учёта особенностей земного ландшафта, по которому прокладывались дороги, инки в ходе своего дорожного строительства решали более сложные задачи чем приходилось решать римлянам.
Римские дороги более, чем на 1.000 лет древнее дорог Тауантинсуйю, но инкские дороги интересны тремя обстоятельствами. Во-первых, эти дороги строились цивилизацией, где вообще не было колёсного транспорта. Во-вторых, хотя римские дороги гораздо старше инкских, но римская цивилизация - это развитая цивилизация железного века, а общество инков - это цивилизация раннего бронзового века, примерно соответствующая цивилизации Древнего Египта эпохи Раннего/Древнего Царства со всеми вытекающими из этого последствиями. В том числе последствиями в виде орудий труда и инструментов определённого уровня и качества. Ну и в-третьих, совершенно замечательным является то, что основная протяжённость инкских дорог построена на высоте от 3.000 м. до 5.000 м. над уровнем моря. Например, самый высотный участок одной из дорог инков, проходящий в районе горы Салькантай (высота 6.271 м.) проходит на высоте 5.230 м.
Империя Инков была вытянута вдоль тихоокеанского побережья Южн. Америки. Соответственно самые длинные дороги Тауантинсуйю протянулись тоже вдоль побережья с севера на юг. Самая длинная дорога, называемая почти как у персов "Царский Путь" - Капакъян, тянется на 5.200 км. Она идёт прямо по Андам, одним из высочайших горных цепей в мире. Капакъян длиннее самой длинной римской дороги от Шотландии до Иерусалима. Параллельно ей была проложена дорога, идущая вдоль самого побережья Тихого Океана протяжённостью 4.000 км. Сами инки нарекли её именем её строителя - Верховного Инкии Уайна Капака, правившего в первой четверти XVI-го в., совсем незадолго до прихода испанских завоевателей.
Были также в Тауантинсуйю две "почти главные" дороги, соединявшие западные и восточные области государства. Они были гораздо короче двух вышеназванных, проложенных с севера на юг, обе длиной около 650 км. Кроме этих основных дорог были дороги второстепенные, пересекавшие те или иные регионы Империи и нередко соединявшие в разных местах одну главную дорогу с другой. Такие дороги тоже были в основном проложены в направлении запад - восток. Сейчас известны более 30 таких дорог, 11 из них сохранились очень хорошо, но, судя по всему, таких неосновных дорог было больше. В общей сложности дорожная сеть Империи Тауантинсуйю связывала в единое целое около 3.000.000. км² территории.
О технических характеристиках инкских дорог, о также о способах их строительства и поддержания в порядке, как и о дорогах Римской Империи, будет рассказано во втором очерке.
#архитектура #история #строительство #дороги
Услуги инженера-сметчика и инженера-пто +79186322216 / 6322216@mail.ru (Бюро сметчиков и смежников ЯКС+)