Четыре года назад Алексей Сутормин перешел в "Зенит". Тогда одним из главных заинтересованных в том, чтобы игрок и клуб заключили контракт, был Сергей Семак. Разные источники даже сообщали, что главный тренер был сильно огорчен, когда появились новости о срыве переговоров, а сам футболист примерил форму "Рубина" и поучаствовал в презентации.
Сейчас вингер оказался в подвешенном состоянии. С одной стороны, в копилке уже 4 завоеванных чемпионства. С другой — тренерский штаб так и не смог встроить футболиста в игру команды так, чтобы он стал основным на сколь угодно продолжительный промежуток времени.
Этой зимой Сутормин был очень близок к уходу. Ни для кого не секрет, велись переговоры с ЦСКА. Сам Алексей не был против такого возможного продолжения карьеры. Вот так он отзывался о потенциальном трансфере:
Для меня ЦСКА был хорошим вариантом. Знаю тренера, город. Но сложилось так, как сложилось. Я нисколько не жалею. Значит, все так и должно быть.
Предлагаем вам сегодня поговорить о том, почему за все это время Сутормин не смог закрепиться в стартовом составе "Зенита", а также о том, почему его пока рано списывать со счетов. Он еще может принести много пользы команде.
Чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на наш телеграм канал. В нем мы публикуем короткие заметки, мнения по итогам матчей, экспресс-разборы и многое другое.
Игровое время, позиции, ошибки
Изначально в "Зените" Сутормина рассматривали на роль вингера. Он дебютировал в игре с "Тамбовом" справа, а затем некоторое время адаптировался к игре у Семака на флангах полузащиты.
Впрочем, так получилось, что по-настоящему регулярно и много играть Сутормин стал только после перехода на правый фланг обороны. Здесь он получал игровое время ввиду травм Караваева, но нужно отдать должное, проявлял себя Алексей здорово.
Например, осенью 2021 года сыграл 7 матчей подряд с первых минут и зарекомендовал себя в качестве специалиста по дриблерам. Ему предоставилась возможность проявить свои сильные стороны в играх с "Ахматом" против Поляруса, "Челси" против Зиеша и Алонсо, "Рубина" против Хвичи и Самошникова, "Крыльев" против Зиньковского, "Мальме" против Бирманчевича. По всем матчам вопросов минимум. Важны детали. Против Алексея лишь однажды успешно применили дриблинг. Сделал это Зиеш. Всех остальных зенитовцев обыгрывали намного больше и дело тут не только в специфике ситуаций и стиле обороны. Он действительно качественно отыграл 1 в 1.
После такого яркого отрезка Сутормин трижды появился в составе сборной на месте крайнего защитника и поучаствовал в победах над Словакией, Словенией и Кипром.
Именно поэтому слова Семака после недавней игры с "Оренбургом" звучат, как приговор.
Перестроились на игру в четыре защитника. При игре в четыре защитника Лёше было бы сложно играть правого [защитника], потому что атакующие игроки «Оренбурга» достаточно быстрые. В первом тайме даже были моменты, что он по скорости уступал, поэтому мы перестроились и решили видоизменить нашу игру, потому что нам нужно было забивать.
Неужели два года, пусть и с дефицитом игровой практики, отделяют футболиста от статуса одного из сильнейших по игре 1 в 1 от того, кого не стоит ставить против резких и быстрых соперников. Неужели за 2 года Сутормин растерял скорость и теперь просто не способен справляться с теми же нагрузками, что и раньше?
И да, и нет. В проигранной игре с "Оренбургом" Сутормин действительно в нескольких моментах не успевал за соперниками. Где-то по своей вине, где-то из-за структурных особенностей построения команды и пассивности, но, возможно, просто лени партнеров. При этом он все еще остается одним из тех, кто чувствует себя как рыба в воде на пространстве. Даже по ходу этого неудачного матча Алексей не проигрывал несколько метров соперникам на дистанции, хотя и мог стартовать позже.
По итогам этого эпизода претензии по действиям можно предъявлять не только Сутормину, но и Венделу. Эракович сильно выдернулся за соперником, не заметив, что в зоне уже есть Барриос, чем оголил центр и исключил какую-либо подстраховку. В финальной части эпизода Сутормин догнал Сидорова, но подать уже не смог помешать. Виноват ли он в голе? Да, но не сильнее остальных партнеров, в том числе тех, кто оборонялся уже в штрафной.
Почему же тогда Сутормину не доверяют играть в защите?
Просто у тренерского штаба есть четкая градация футболистов обоймы. Караваева рассматривают в качестве крайнего защитника, но предпочитают не использовать по всей бровке. В этом году, по мнению Семака, защитные навыки Вячеслава настолько полезнее, чем атакующие, что 15 номер стал обретать себя в роли крайнего центрального защитника, а не подниматься выше по бровке.
Марио — другое дело. Его видят ближе к атаке. Под него готово сразу несколько наработок, каждая из которых связана с его физическими данными. Например, он значительно лучше и Сутормина, и Караваева играет наверху.
Тем интереснее, что переход Фернандеса должен был позволить передвинуть Сутормина выше. На исходные позиции. Тем более, что в "Зените" резко образовался дефицит вингеров после ухода Малкома и травмы Мостового. О желании использовать футболиста выше говорил сам Семак:
А Алексей Сутормин будет возвращаться на более привычную для себя позицию. Игра в четыре защитника, где Сутормин играл справа — это происходило исключительно по необходимости, исходя из того, что у нас не было второго игрока на позиции правого защитника.
Но дальше слов дело не пошло. В атакующей группе Сутормин появился с "Факелом" и сделал голевую передачу. В остальных случаях либо закрывал всю бровку, либо оборонялся.
Безусловно, в сухом сравнении Сутормин уступает всем фланговым партнерам. Почему?
- Он не играет головой от слова "совсем". Наибольшее среднее количество верховых единоборств за игру у Сутормина в "Зените" было в его первый сезон — 2.33. Для контекста, это сезон с вертикальным "Зенитом", Ракицким, Дзюбой, Ерохиным и Азмуном. Для сравнения — прямо сейчас Марио борется наверху в среднем за игру 6.3 раза. Громадная разница. А ведь Марио выше всего на 1 сантиметр! 189 против 188.
- Сутормин, откровенно говоря, не имеет поставленного кросса. С цифрами здесь все получше, чем с борьбой наверху, но даже в свой лучший сезон Сутормин не отличался стабильностью. Тогда из 64 подач лишь одна закончилась взятием ворот, да и ту нельзя назвать классическим кроссом — после отскока мяча в игре с "Уралом" забросил скачущий мяч в центр штрафной.
- На протяжении последних лет в клубе всегда были более яркие исполнители. Дриусси, Малком, Мантуан, Мостовой. Они заметны не в черновой работе, а в завершающей фазе. Там, где немного не хватает Алексея.
- В обороне Фернандес берет физикой, Караваев оборонительными навыками и оба они выглядят предпочтительнее.
Но все ли так плохо?
Что дает "Зениту" Сутормин в комбинационной составляющей
После перечисления недостатков кажется, что у Сутормина нет сильных сторон. Заурядный футболист, волей случая попавший в чемпионскую команду и составляющий разве что глубину состава, да дополнительную конкуренцию для тех, кто на поле выходит регулярно.
Но это не так. Безусловно, базовый срез статистических данных не дает ответов на вопрос, зачем "Зениту" Алексей, но, если покопаться поглубже, можно найти сразу несколько интересных деталей.
Начнем издалека. Когда "Зенит" на разминках делится на группы для отработки упражнений, то Сутормин регулярно оказывается в той, где бразильцы. Совместно они отрабатывают короткий пас. Больше в группе никого нет. Понятно, что Алексей ярко выраженный комбинационный игрок, но все равно занятно, что с бразильцами оказывается не Барриос и Кассьерра, а Сутормин.
Это имеет свое отражение в матчах. Полузащитник часто становится адресатом для передач для партнеров. Его карты полученных передач интересны и количеством, и зонами, в которые приходит мяч. Дополнительный лоск всему этому придает тот факт, что Леша, как правило, выходит на замену в концовках встреч, а этот тот период, когда команда уже не так активно рвется вперед. При устраивающем счете. Соответственно, комбинаций, атак меньше. С начала этого чемпионата и вовсе нужно говорить о потери инициативы и том, как сильно команда может прижиматься к своим воротам.
Неочевидный нюанс — Алексей чаще появляется на поле в гостевых встречах, а не в домашних. Особенно в этом сезоне. Отчасти это связано с необходимостью сохранить необходимый счет. Ведь в этом особенно может помочь удержание мяча.
В общем, с точки зрения вовлеченности в игру Сутормин остается важным звеном. Прямо сейчас в чемпионате России он входит в пятерку лучших по xGChain и xGBuildup в пересчете на 90 минут. Конечно, можно сказать, что это результат так называемого "эффекта запасного" и правды в этих цифрах нет. Но и на значительно больших выборках в сезонах 20/21 и 21/22 цифры были на хорошем уровне. Для понимания, в первом случае лучше, чем у Дриусси, Малкома, Вендела, во втором — чем у Сантоса и Караваева.
Разумеется, это не значит, что он был сильнее латиноамериканцев. Более того, все еще нельзя назвать данные чистыми — Сутормин ни в одном из сезонов не был железным игроком старта, а значит, выходов на замену было достаточно всегда, чтобы завысить цифры. Но отметить вовлеченность в игру точно стоит.
Особенно на основе умения открываться.
Поиск пространства и следование тренерским установкам
На заре своей карьеры Сутормин был центральным нападающим. Одним из качеств, которым должен обладать хороший форвард, всегда было, есть и будет умение отклеиться от защитника и получить мяч. Со временем роль Сутормина трансформировалась сначала до вингера, затем до крайнего защитника, но навык остался.
Даже сейчас он проглядывается сквозь редкие игровые минуты и не самые атакующие зоны. Например, не самую удачную встречу с "Оренбургом" можно разделить на две части. Первая — проблемы в обороне. Вторая же — поднятая рука и просьбы партнеров адресовать мяч на правый фланг.
Без лишних преувеличений, свои 40 минут на поле Сутормин провел поддерживая ширину атаки на правом фланге, а также регулярно открываясь под потенциальные передачи от партнеров.
На этом стоит остановиться подробнее. Многие ресурсы, СМИ, каналы отмечали количество ударов "Зенита" по воротам Сысуева. Треть из них была нанесена из-за пределов штрафной. Это отличный способ вскрыть оборону соперника, который окопался у своих ворот. Вот только нельзя сказать, что "Оренбург" садился совсем низко и не давал играть.
Часть ударов была неподготовленной, из толпы. В то время как на противоположном созидающему фланге пространство оставалось разряженным и Сутормин регулярно просил мяч. Но почти его не получал.
Например, на графике выше Клаудиньо очень не по-бразильски долго примерялся к мячу, а затем просто ударил в ближайшего соперника. Все это время сохранялся куда более подходящий вариант с передачей на свободного Сутормина.
В то же самое время оба момента Алексея родились из открываний и передач в зону.
В одном случае он открылся в центре под удар. Сысуев потащил.
В другом — здорово убежал от защитников на дальнюю штангу после розыгрыша партнерами углового. По этому моменту к Сутормину было много претензий со стороны болельщиков. Свой шанс он не реализовал, но все, кроме удара, сделал правильно и так, как того требовала ситуация.
К слову об этом. В игре с оренбуржцами полузащитник регулярно подсказывал партнеру по бровке Эраковичу. Жестами, голосом. Да и к другим партнерам тоже.
Вовлечение ли это? Да, конечно. Кроме того, это показатель следования тренерским установкам. Еще после работы с Федотовым Леша явно хорошо осознал ценность тренерского вклада в развитие игрока. Он пытается брать максимум и от Семака. Это проявляется в деталях. Например, был случай, который мы описывали еще 2 года назад. Перед перестроением или во время него в первом тайме с "Крыльями", он единственный прибежал за инструкциями к Семаку. Притом с дальней бровки. Сергей Богданович сидел на лавке и Сутормин несколько секунд его подзывал, после чего начал на пальцах описывать игровую ситуацию, видимо ожидая совета.
Наконец, даже явные ошибки, которые привели к пропущенным мячам не уничтожили моральное состояние футболиста. Так, голевой момент с ударом из-за штрафной возник на 46 минуте. До него Сутормин продолжал вспахивать бровку так, словно ничего не произошло. Это отлично его характеризует. Такая ментальная стабильность и уравновешенность дает преимущество в большом спорте даже если конкуренты талантливее, быстрее, ярче.
Вот что говорил Владимир Федотов в декабре 2019 об отрезке в "Оренбурге":
«То, что Сутормин уйдет, было понятно еще до окончания прошлого сезона. С Лешей мы много работали не только над позицией, но и над психологией. В первой части прошлого сезона, если у него игра не шла сразу, его можно было менять: он расклеивался и уже не мог собраться. Еще проваливался, когда на стадион приезжала семья. Мы пришли к тому, что при подготовке к матчу игрок должен анализировать свои лучшие действия, визуализировать то, что хочет сделать на поле. Читал интервью Дрогба – он вот представлял, как забивает в девятку. Это настрой топового игрока. Я не знаю как, но это работает. Задача тренера – довести эту мысль до еще молодого игрока.»
Сейчас у Сутормина нет никаких проблем с психологией. Некоторое время назад он был штатным пенальтистом в команде со статусными сборниками и дорогущими легионерами.
Контроль мяча на коротком шаге
Однажды в репортаже Геннадий Сергеевич Орлов восторгался действиями Константина Зырянова, которые привели ко взятию ворот. Особенно сильно комментатора восхитил дриблинг центрального полузащитника. Тогда он отмечал, что умение перейти с длинного шага, при котором мяч отпускается дальше, на короткий, при котором легче обхитрить соперника, пасом или обводкой, это признак большого мастера.
Мы не будем разбрасываться такими же характеристиками, как мэтр, но не остановиться на уникальности игры Сутормина не можем. Алексей не переходит от короткого шага к длинному, а предпочитает всегда использовать первый способ с большим количеством касаний мяча.
Доходить до смешного. Посмотрите эпизод, который должен был закончиться пенальти в ворота "Кайрата" за снос Ерохина. В конце первой части рывка, еще на скорости, Алексей перешел на короткий семенящий шаг, чтобы подобрать ногу и отдать передачу Мостовому.
В случае с 19 номером "Зенита" такой дриблинг не делает разницы с точки зрения голов и голевых передач. Во-первых, Сутормин редко идет в обводку. Немногим меньше 1 раза за игру (0,8 по данным Яндекс Плюс х VSporte). Во-вторых, общая долговязость и не самая высокая резкость не позволяют ему из комфортного положения в статике пробросить мяч мимо соперника и оказаться у него первым. Бонусом — арсенал финтов у Алексея не богат. В-третьих, зоны в которых происходит микро-контроль мяча не самые эффективные с точки зрения ударов.
Впрочем, если рассматривать умение с точки зрения "рондо", т.е. сохранения мяча и перевода его в более подходящую для продолжения атак, разница сразу появляется. Сутормин, в среднем, в "Зените" в трех сезонах из четырех делал более 1 ключевой передачи под удар. Это хороший показатель, пусть он и не всегда приводит к результату — статистика не отделяет "мусорные" эпизоды от тех, которые могли закончиться голом.
По карте EPV видно, Сутормин стал намного меньше двигать мяч сам и также намного реже отдавать рискованные передачи вперед. Это говорит не столько о том, что он стал хуже, сколько о смещении акцентов. Удержание мяча и перепас назад негативно отражаются на статистике.
Кроме того, стоит понимать, далеко не каждый футболист может и должен быть способен стабильно создавать эпизоды и завершать их. Безусловно, чем выше уровень, тем больше требований и, по-хорошему, хотелось бы, чтобы каждый футболист в составе "Зенита" имел подобные навыки. Но, как говорится, рояль также нужно кому-то таскать.
С этой точки зрения Сутормин, который может придержать мяч, может под давлением его перевести партнеру, это отличная опция.
***
Вот и получается, что при прочих равных Сутормин еще не сказал своего последнего слова. Да, его футбольная карьеру уже перешагнула экватор, в ближайшие годы начнет падать скорость и совсем пропадет резкость, но он все еще будет полезен для короткого розыгрыша, для созидания на фланге, для выхода из-под прессинга. Немаловажный фактор — Алексей может быть проводником тренерских идей для команды.
Данные: Яндекс Плюс х Vsporte
WyScout
xGLab
Understat
Фото: ФК "Зенит"
Чемпионат
Спорт день за днем