Найти тему

Мария Абрамова: «Искусственный интеллект – обезьяна человека»

Оглавление

С чего начать изучение искусства? Как понять современных художников? Какое будущее у искусства в век технологий? В чем отличие фовистов от экспрессионистов? А также о мечтах, саморазвитии, принятии себя, воспитании ребенка в любви к прекрасному – искусствовед Мария Абрамова.

Беседовала Полина Потапова

Искусствовед Мария Абрамова
Искусствовед Мария Абрамова

«… все начинается с любви»

Корреспондент: Что для вас значит искусство?

Мария Абрамова: Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство – это изобразительное искусство, которое является сферой моих нынешних профессиональных интересов. Но если рассмотреть этот вопрос философски, то жить, воспитывать ребенка, создавать уют в доме – это искусство! Даже выстраивать отношения с мужем – это тоже серьезное искусство, которому надо обучаться!

Корр.: Достаточно ли любить искусство, чтобы стать искусствоведом?

Мария: В первую очередь, требуется время. Но все начинается с любви! Мое первое образование – экономическое –прошло без любви, отчего стало мучением. Но если есть любовь, время и желание реализовать себя, то я думаю, что больше ничего не надо!

Корр.: Наверняка, это было нелегко – решиться переучиться на искусствоведа, тем более, после получения экономического образования?

Мария: Да, но главное, что пришлось побороть – это стереотипы. Первоначальный выбор профессии был обусловлен практической точкой зрения: бухгалтер нужен везде, хотя уже сейчас бухгалтеров заменяют программами. Но история и музыка всегда увлекали меня! Ранее я хотела поступать на театральный либо на исторический факультет. Но меня убедили – сначала получи практическое образование, а потом – поступай, куда хочется. Наконец-таки, в 30 лет я стала обучаться на искусствоведа! Я пыталась полюбить экономическое образование и работать в этой стезе, но безуспешно. Только в декрете я решилась поменять свою жизнь.

Корр.: Нашли ли вы свое предназначение? В чем оно заключается?

Мария: Нести пользу людям, занимаясь любимым делом, – в этом и состоит миссия. Бытует такое мнение, особенно в провинции «живопись – это скучно. Чтобы разбираться, следует уделять много времени изучению и обладать багажом знаний. Если в детстве меня к этому не приучили, то я даже пытаться не буду». Мне хочется разбить эти стереотипы в людских головах. На самом деле, искусство можно найти везде, даже в старенькой простой квартире! Разве это не интересно? Я хочу доказать, что искусство доступно, и оно заставляет нас думать иначе, стоит лишь начать его изучать!

Корр.: С чего же начать изучение искусства? Как погрузиться в этот интересный и пугающе бескрайний мир?

Мария: У каждого есть близкая тема в сфере искусства. Стоит начать с того, что уже знакомо. У всех есть воспоминания из детства. К примеру, в моем детстве у бабушки висела репродукция Шишкина «Утро в Сосновом лесу». Изображение этой же картины есть на всем знакомых конфетах. На страницах детских книг часто мелькали картины Васнецова, наполненные фольклорным мотивом. В школьных учебниках встречались портреты, которые на первый взгляд казались скучными. Но стоит узнать, в каких отношениях был изображенный человек с художником, какова история создания портрета, тогда изображение становится интересным! Можно начать изучение искусства с истории самих художников: биография человека ярко отражается на его творчестве.

-2

«…художники опережали свое время, поэтому талант многих не был признан при жизни»

Корр.: Можете ли Вы выделить среди художников тех, чье творчество вас особенно впечатляет?

Мария: Один из моих любимых северных мастеров – Ян Ван Эйк. И классик Рембрандт – куда без него! Анри Матисс нравится за его жизнелюбие, несмотря на тяжелые условия, в которых он творил. Живопись Матисса относится к направлению фовизма. Фовисты с помощью ярких красок создавали положительные, позитивные картины. Почти в это же время творили экспрессионисты, которые выражали на полотне агрессию и тревогу накануне Первой Мировой Войны, поэтому на эти картины смотреть тяжело. Интересно, что работу Матисса «Танец» чаще относят к экспрессионизму.

В список моих любимчиков входят и русские художники, о которых я могу говорить с особым трепетом: Михаил Врубель, Валентин Серов, Александр Иванов. Меня трогает личная жизнь Иванова. Он писал работу «Явление Христа народу» на протяжении двадцати лет, будучи в Италии. Его поездку как одного из лучших выпускников Императорской Академии Художников оплачивало государство, на что было потрачено немало средств. На Родине картину не приняли с восторгом (по крайней мере, так, как не ожидал Иванов). Существует легенда о причине скоропостижной смерти Александра Андреевича: художник не справился с тем, что труд его жизни не оценили. Но на следующий день после его смерти на адрес Иванова пришла телеграмма, к которой император заявлял о своем желании приобрести картину. Таких трагичных историй в мире искусства много: художники опережали свое время, поэтому талант многих не был признан при жизни!

Корр.: Искусство какой эпохи вам ближе всего?

Мария: Больше всего я люблю XIX век, потому что он революционный, переломный. В то время были заложены основы, на которых базируется искусство настоящего времени. Люблю Северное Возрождение: в произведениях этого времени много трогательности и настолько потрясающая детализация, что кажется, будто это не полотно XV-го века, а современная фотография, которую можно увеличить и рассмотреть до мелочей! И, конечно же, древность, которую я люблю с самого детства!

Корр.: Какое произведение искусства вы бы хотели увидеть вживую?

Мечтаю посмотреть Сент-Шапель – готическую капеллу в Париже, похожую на драгоценную шкатулку. Витражи капеллы поразительны, кажется, будто ты внутри калейдоскопа!

-3

«…только художник создает идею – что-то новое в историческом контексте »

Корр.: Современное искусство остается загадкой для большинства россиян. Об этом говорит опрос, проведенный Московским музеем современного искусства. Свыше 60 % респондентов так и не поняли, что такое современное искусство. Что вы посоветуете, чтобы разобраться в этой теме?

Мария: К счастью или к сожалению, современное искусство нельзя понять без базы. В этом и заключается проблема: не зная того, что было до, сложно растолковать смысл, вложенный современным художником в свое произведение.

Корр.: В чем самобытность и актуальность искусства в век технологий?

Мария: Сейчас искусство тоже переходит в технологическую сферу, NFT: многое художники уже делают с помощью компьютера. Искусственный интеллект может повторить, скопировать работу, но только художник создает идею – что-то новое в историческом контексте. Говорят, что дьявол – это обезьяна бога, так же можно и назвать обезьяной искусственный интеллект в отношении человека.

Корр.: Какие перспективы развития искусства в будущем на Ваш взгляд?

Мария: NFT будет завоевывать позиции. Но для людей изучать искусство всегда перспективно, потому что искусство отражает жизнь человека, начиная с первых людей, оставивших нам рисунки на стенах пещер. Искусство играет немаловажную роль в религии, политике. В этом заключаются взаимосвязи, которые определяют искусство как одну из важнейших сфер.

-4

«...то это была романтичная натура, то правильная девочка, то бунтарка»

Корр.: Как вы проводите свободное время?

Мария: В свободное время я читаю, собираю образы из своей одежды, провожу время с ребенком. Ни бабушка, ни няня – никто не заменит ребенку родителя. Я люблю природу и поездки за город. Я влюблена в музыку, у меня музыкальное прошлое, я практически всегда что-то напеваю, замолкаю только, когда сплю. Если мне плохо – занятия музыкой и изучение искусства всегда вытаскивают из трясины

Корр.: Какую музыку вы любите? Творчество каких исполнителей/композиторов вам по душе?

Мария: Из классики любимый композитор Чайковский. В целом, я слушаю абсолютно разную музыку, видели бы вы мой плейлист… Но фолк, инди-рок, поп-рок, альтернативный рок – в фаворитах. Еще обожаю саундтреки. Сейчас на повторе ирландец Глен Хэнсард, Florence, Nightwish, Шер. Солянка сборная!

Корр.: Есть ли у вас любимые герои художественной литературы или кинематографа? Хотели ли бы вы быть в чем-то на них похожей?

Мария: Я рассуждала про свою жизнь и заметила, что всегда на кого-то держала ориентир: на киногероинь или на литературных персонажей. Все они были разноплановые: то это была романтичная натура, то правильная девочка, то бунтарка, которая живет по своим правилам. Было время, когда я ассоциировала себя с Гермионой. Она была моим идеалом в школе и в университете. Но сейчас нет такого героя, на которого бы я хотела быть похожей, или, может быть, появится.

Корр.: Можете посоветовать фильм на тему искусства?

Мария: Сразу приходит на ум « Полночь в Париже» – потрясающий фильм, в котором переплетены искусство и литература. Это романтичный, ненапряжный фильм об эпохе 20-х годов – эпохе джаза, Великого Гэтсби, стоящий просмотра! И еще, мой самый любимый фильм Once («Однажды») 2007 г. с Гленом Хэнсардом в главной роли. Саундтрек к фильму взял Оскара, это невероятно теплый, искренний, живой, трепетный, чистый фильм о музыке и дружбе. Чудесное кино, я даже завидую, если вы еще не смотрели!

-5

«...пытаешься плыть против течения, и ничего не получается»

Корр.: Профессор Лэнгдон яркий пример героя серий книг Дэна Брауна и персонаж одноименных фильмов, чья жизнь и работа связана с искусством. Хотели ли бы вы поработать с ним? И почему?

Мария: Профессор Лэнгдон – символист, с ним было бы интересно поработать, потому что искусство пропитано символами. У каждого символа столько вариаций, что без контекста и каких-либо других элементов на картине, не поймешь, что хотел сказать художник! Голландские натюрморты можно читать как текст, если расшифровать значение каждого предмета! К примеру, устрица может одновременно означать вожделение, женское начало или даже вечную жизнь!

Корр.: Мне кажется, точно понять замысел художника можно, только пообщавшись с ним. Если бы у вас была возможность отправиться в прошлое, то с каким деятелем искусства или историческим деятелем вы бы хотели поговорить? Чем обусловлен ваш выбор?

Мария: Я бы пообщалась с Уильямом Моррисом – викторианским художником и не только художником! С Врубелем мне бы было страшно: очень эксцентричная личность! Хотелось бы пообщаться с фараонами: в Древнем Египте столько загадок, что хотелось бы узнать обо всем из первых уст!

Корр.: Какой вы видите себя в будущем?

Мария: Иногда кажется, что все вокруг – молодцы, а ты барахтаешься на месте, пытаешься плыть против течения, и ничего не получается. Но это проходит. Мир стремительно меняется, переворачивается с ног на голову, и наша жизнь вместе с ним, поэтому, надеюсь, что я стану только лучше. Вот бы к этому времени иметь свой домик за городом и собственное арт-пространство, куда я могла бы приглашать на беседы об искусстве взрослых и детей! Я знаю, как заинтересовать детей в искусстве, как преподнести информацию, так как у меня есть ребенок.

Корр.: Как вы помогаете своему ребенку познавать мир искусства?

Мария: Я показываю книги с яркими репродукциями, также использую специальное пособие, в котором ребенку предлагаются задания, например, посчитать количество каких-либо предметов на картине, наклеить недостающий фрагмент.

-6

Блиц-опрос

Корр.: Какие качества вы больше всего цените в людях?

Мария: Искренность, открытость, доброту. Мне очень тяжело, когда человек пытается из себя кого-то строить. Я стараюсь быть открытой, искренней, быть собой! Хочется, чтобы окружающие думали: «Она со странностями, но она реально такая!». Только с возрастом можно научиться принимать свои странности!

Корр.: Что для вас является смыслом жизни?

Мария: Делать добро людям, быть достойным примером для детей, нести свою миссию, какой бы маленькой она ни казалась.

Корр.: Ваше любимое изречение?

Мария: Пренебречь, вальсируем!

Корр.: Кем вы мечтали стать в детстве?

Мария: Продавцом сладостей, чтобы есть сладкое, когда захочу! Эта мечта частично реализована: теперь я могу купить себе сладости в неограниченном количестве! Потом я хотела стать певицей, археологом и… биологом–генетиком! Моя бабушка преподавала биологию, и она привила любовь к этому предмету.

Корр.: Какой элемент декора обязательно бы присутствовал в доме мечты?

Мария: Еще до обучения на искусствоведа я занималась редизайном мебели. В доме мечты мне бы хотелось своими руками преобразить старинный буфет, перекрасить и переобить группу столовых стульев и создать прикроватные тумбочки.

Корр.: Представьте, что вам требуется сделать проект здания в нашем городе – Саранске. Что бы вы захотели построить?

Мария: Пирамиду! Ее определенно не хватает!

-7