В этом октябре легко потерять голову от обилия хоррор-контента – кинотеатры, онлайн-сервисы и даже пираты, готовились весь год и засыпали фанатов ужастиков таким ворохом премьер, что в нем легко пропустить что-то действительно ценное. Я одним из самых главных релизов последних дней считаю новый сериал Майка Флэнагана "Падение дома Ашеров", актуальную переработку и компиляцию сразу нескольких произведений Эдгара Аллана По. Проект получился ярким, страшным, увлекательным – всё, как мы любим – поэтому для его обсуждения стоит выделить некоторое время.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
В центре сюжета этого многосерийного хоррора оказывается семья фармацевтического магната Родерика Ашера, чьи дни подходят к концу. Размышляя о том, каким образом разделить свое наследство, миллиардер собирает родственников, но вместо раздела богатств семья сталкивается с чередой страшных смертей. Поскольку окружение у Родерика весьма обширно, а серий в проекте всего восемь, авторам приходится форсировать некоторые сюжетные линии, что неизбежно оставляет белые пятна и недоговоренности. О них и хочется поразмышлять – у меня есть десяток вопросов, которые хотелось бы прояснить.
Кто такая (Что такое) Верна?
В сериале "Падение дома Ашеров" нет ни одного положительного персонажа, поэтому разделение на антагонистов и протагонистов тут весьма условно, но даже на фоне всеобщей неоднозначности выделяется Верна, мистический персонаж, сыгранный Карлой Гуджино – это фатум, темная судьба, злой рок, выбравший Ашеров своими игрушками. Флэнаган не объясняет ни природу, ни происхождение роковой красотки, способной превращаться в ворона, но при ее виде невозможно сдержать трепет и мурашки. Кто-то полагает, что Верна олицетворяет справедливость, однако мне это кажется неверным. В конце концов, это она соблазнила Ашеров богатствами и славой, они не совершили бы первый шаг без сторонней помощи.
Зачем Родерик признается во всем Огюсту Дюпену?
Структурно сериал подает историю падения Ашеров через признание Родерика помощнику прокурора Дюпену, с которым он давно знаком. Ашер приглашает старого друга/врага в заброшенный дом своей матери и берется пересказывать историю своих преступлений, приведшую к череде трагедий. Огюст ведет запись, вот только смысл этого мероприятия теряется – в финале Родерик умирает, что влечет закрытие дел, связанных с ним. Огги демонстративно кладет диктофон на надгробие, показывая, что признание было сделано впустую. Разве что старик хотел выговориться – ну, так это можно было сделать и без собеседника.
Кто был супругом Мэделин?
Заключив сделку с Верной, существенно более хладнокровная и циничная Мэделин приняла решение не заводить детей – отсюда и гораздо менее глубокое раскрытие ее как персонажа. О прошлых годах сестры Родерика мы почти ничего не знаем, хотя однажды она упоминает, что недолго была замужем. Кто был этот мужчина? Почему он не остался с ней? Была ли причина в том, что Мэделин не хотела заводить детей? А может, и этот третьестепенный персонаж был хладнокровно убит и спрятан в недоступном месте? О нем стоило рассказать чуть больше.
Зачем Родерик пытался убить сестру?
Развязка сериала оставляет множество вопросов о спонтанных действиях старших Ашеров. Например, мне совершенно непонятно, зачем Родерик решил убить и превратить в мумию сестру. Мэделин отравлена, особым образом подготовлена к ритуалу, ее глаза убийца заменил прекрасными синими сапфирами – похоже Родерик хотел превратить сестру в погребенную египетскую правительницу. Вот только зачем? Ему же было известно, что умереть, когда захочет, Мэделин не может. Родерик намеренно уродует ее, зная, что та восстанет из мертвых? Не похоже на любящего брата.
Зачем Верна убила полсотни невинных на вечеринке Просперо Ашера?
Еще один эпизод, ставящий под сомнение "справедливость" миссии Верны – резня в помещении старой фабрики "Фортунато". Согласно условиям сделки, Маска смерти должна отнять жизни наследников Родерика и Мэделин до того, как старшие Ашеры покинут этот мир – и Верна выполняет свою часть сделки со скрупулезной четкостью. Вот только порой ее методы вызывают вопросы. Она бывает милостива к своим прямым жертвам, но совершенно холодна к случайным потерям – на вечеринке Перри кислота убила более полусотни гостей, которые были виноваты лишь в том, что откликнулись на приглашение. Зачем Верне эта кровавая резня?
Было ли обнаружено тело Руфуса?
Мэделин и Родерик хранили множество тайн, но в один из главных их секретов не был посвящен даже Пим – в далеком 1980-м брат и сестра заживо замуровали в стене здания своего первого настоящего противника Руфуса Гризволда, неоднократно обманувшего Родерика, будучи его начальником в "Фортунато". Очевидно, тело в костюме шута не было найдено до событий основной сюжетной линии сериала, иначе Ашер не приходил бы к "старому другу" беседовать в тишине и полумраке. Но возникает вопрос – а предпринял ли что-то в отношении Гризволда Огюст Дюпен? Был ли труп извлечен? Был ли захоронен? Заслуживает ли Руфус участи вечно быть неупокоенным?
Кем были матери Камиллы и Лео?
Из шести известных детей Родерика Ашера, только двое старших родились в союзе главного героя с Аннабель Ли – остальные появились вне брака, поскольку их отец был слишком любвеобилен и непостоянен. На похоронах мы можем видеть некоторых из матерей наследников Ашеров, однако каких-то подробностей об их жизнях не знаем. Известно лишь, что мать Перри была крупье в казино, а Вик родилась от больничной медсестры. Кем были матери Камиллы и Лео, неизвестно вообще. Кстати, попутно стоит отметить, что не особенно авторами раскрыта и судьба Аннабель Ли – судя по всему, после развода и потери опеки над детьми бывшая жена Родерика покончила с собой. Или же это он сам разбил ее хорошенькую головку?
Почему Элиза Ашер восстала из могилы?
Все злодеи черпают истоки своих темных пороков из прошлого, и Родерик с Мэделин – не исключение. Во многом силы зла овладели ими еще в детстве, когда они стали свидетелями конфликта их матери Элизы и Уильяма Лонгфелло, не желающего признавать внебрачных детей и отталкивавшего одинокую Ашер от себя и своей семьи. Сердце Лонгфелло не дрогнуло даже тогда, когда Элиза оказалась при смерти – детям пришлось самим похоронить мать, но лишь для того, чтобы та восстала из могилы и забрала с собой неблагодарного возлюбленного. Почему Элиза ожила? Она не умерла, и Родерик с Мэделин закопали ее живой? Это был такой заранее спланированный ход Верны? Этот кошмар Ашерам только привиделся?
Мог ли Родерик покончить с собой?
Зарок, данный Родериком, гарантировал тому долгую жизнь, богатство, успех, славу и неподсудность в обмен на скромную плату – преждевременную смерть всех своих детей. Верна заранее обставила всё так, чтобы ослепленный корыстью и гордыней человек непременно стал свидетелем гибели всех, кому когда-то дал жизнь. Изначально плата не казалась высокой, но по мере "выплат" даже Ашер понял, что это слишком – и сделал попытку обмануть Верну. В седьмом эпизоде Родерик пытается покончить с собой, но Верна ему этого не позволяет, сопровождая спасение замечанием: "Я не готова принять вашу отставку". Однако таким ли безвыходным было положение Ашера? Действительно ли он был обречен пережить своих детей? А может, Верна просто разыграла его и еще раз убедилась, насколько этот человек слаб, раз не может распорядиться даже собственной смертью и отступает при малейшей угрозе?
Удалось ли Мэделин довести свою разработку до ума?
Преступно незавершенной мне показалась линия с разработкой Мэделин искусственного интеллекта на основе человеческого сознания. Как легко можно понять из сюжета сериала, умная и хитрая старшая Ашер решила увековечить себя не в детях и внуках, а в технологии механического копирования личности с помощью ИИ. У нее даже что-то получается – на протяжении всего разговора Родерика с Огюстом Ашеру присылает сообщение не внучка, которую Верна тоже забрала, а нейробот, созданный на основе снятых с Линор параметров сознания. Можно считать, что придуманный Мэделин "бэкап" работает, но означает ли это, что Ашеры обвели Верну вокруг пальца? Копия сознания Линор может считаться выжившим потомком? А нет ли там на жестких дисках копии разума самой Мэделин?
На этом, пожалуй, остановимся – даже при наличии этих не до конца обработанных швов торчащих ниток в сериале не так уж много. И это само по себе достижение – все-таки авторы взялись вписать в одно произведение едва ли не всё наследие По. Получилось здорово, как, впрочем, и почти все предыдущие телепроекты Майка Флэнагана. Остается лишь ожидать его новую работу, незаметно для многих этот автор стал одним из наиболее привлекательных постановщиков современного хоррора. Да и к "Ашерам" я, возможно, еще вернусь – тут есть о чем поговорить и помимо вопросов.
Но пока – следует немного переключиться на другие темы. В мире происходит столько всего, что оставаться в повестке становится очень сложно, но мы и не будем пытаться. Создадим повестку сами – я буду писать о самом интересном в сериалах и фильмах прошлого, настоящего и будущего, а вы получите удовольствие от чтения. Заглядывайте на канал регулярно – наверняка найдете что-то занятное. Для продвинутых предлагаю подписаться на телеграм-канал – там анонсы, новости, дополнительные материалы и многое другое – точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не спешите подписывать сомнительные контракты, и...
Увидимся в кино!