Найти тему
Субъективный путеводитель

Майкоп, площадь Дружбы Народов. Как сближались Черкесия и Россия?

От правительственной площади Ленина в Майкопе два квартала на запад до площади Дружбы Народов, представляющей собой обширный (360 на 150 метров) сквер на месте Дровяного базара. С запада над ней нависает высотка гостиницы, отвечающая в Майкопе за обязательный в каждом уважающем себя крупном городе долгострой.

До середины 2010-х она наводила меланхолию на заезжих туристов своим голым бетоном. Затем её всё же достроили, но, как я понимаю, так и не приняли в эксплуатацию. Зато - создали задний план для столь же неизбежного в каждой национальной республике монумента "Навеки с Россией" (1968):

Он странно смотрится в свете истории русско-черкесских отношений, где были и вековая война, и тотальный исход. Но думается, это понимал даже советский скульптор: русско-черкесская дружба была крепкой, но недолгой, и скреплял её общий враг - Крымское ханство. Союз Кабарды и Москвы замышлялся явно не ситуативный: князь Темрюк Идаров выдал замуж за Ивана Грозного свою дочь Кученей (Марью Темрюковну), а крещёные черкесы в Москве и Астрахани положили начало десятку фамилий в русском дворянстве.

Разобщила друзей победа врага: в 1570-71 годах крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву и покорил кабардинцев, по условиям ига поклявшимся других союзников себе не искать. Возвращение России на Кавказ в 18-19 столетиях порядком изменившиеся и подавшиеся в мусульманство черкесы встретили войной на уничтожение.

Не говоря уж о том, что строить с Россией союзы пыталась именно Кабарда, в то время как предки адыгейцев так и жили по своим горам, а о том, что русские бывают не только добычей узнали лишь в 1829 году, когда после очередной русско-турецкой войны отсюда ушла Османская империя. Словом, совсем не мудрено, что на майкопском монументе - воины Среденевековья:

-2

Уорк и ратник глядят на Соборную мечеть, построенную в 1999-2000 годах на средства принца Халида бин Сакр-аль-Кассими из самого северного Объединённого Арабского эмирата Рас-эль-Хайма. Черкесов на Ближнем Востоке знали как лучших мамлюков, то есть воинов-невольников, чьё рабство на деле сводилось к невозможности оставить службу: в 1382-1517 годах черкесские мамлюки и вовсе взяли в Каире власть как династия Бурджитов.

Однако аль-Кассими не имеют никакого к ним отношения, и до 19 века возглавляли одного из кочующих аравийских племён. Общая тема адыгов и арабов - это Англия, активно использовавшая тех и других в своей Большой игре. И в этом контексте показательно то, что принц Халид жил не в ОАЭ, а в Лондоне, где и умер в 2019 году от передозировки героином.

-3

Но каковы бы ни были мотивы фундаторов этой мечети, в Майкопе она смотрится примерно так же, как гигантские мечети в русскоязычных городах Северного Казахстана вроде Кустаная или Павлодара: пустая и безупречно ухоженная, Гурыт-мэщыт не столько храм, сколько символ титульной нации.

-4

С другой стороны от мечети завершает триптих символов Очаг, официально - монумент Единения и Согласия (2013). Сооружённый в форме дымаря над классических черкесским очагом, во все века бывшим святыней горской сакли, это памятник жертвам Кавказской войны и её изгнанникам. Стены монумента покрывают образы Хабзы (горской Правды от этики до религии), а наверху есть ещё и смотровая площадка, куда за запертой дверью ведёт лестница, видимо олицетворяющая надочажную цепь - традиционно главную святыню в горских семьях.

Когда в 1862-64 годах перед сложившими оружие горцами был поставлен выбор - спускаться на равнину вдоль Кубани, где не скроешься в глухих лесах, или уходить в Османскую империю, ни царь, ни султан не ожидали масштабов исхода: в мухаджиры (изгнанники) подалось, по разным оценкам, от 3/4 до 9/10 горцев Западного Кавказа.

Звёздочки над башней олицетворяют племена, прежде бесконечно воевавшие друг с другом, но в итоге измельчённые и переплавленные изгнанием. Приморские жанеевцы, натухаецы и целый народ убыхов покинули Россию едва ли не до последнего бедняка. Жившие ближе к степи и подальше от турецких проповедников и английских шпионов темиргои и абадзехи по большей части тоже ушли, но хоть часть из них спустились на Кубань и смешались с изначально в основном пророссийскими бжедугами в теперешний народ адыгейцев.

Между теми и теми бесследно рассеялись относительно малочисленные адамийцы, гуайцы, егерухаи, мамхеги, махошевцы, хатукаи, хегайки и чебсины. Шапсуги, самое крупной приморское племя до Кавказской войны - частью вернулись на побережье, и теперь это самый маленький, но всё же отдельный адыгский народ. Самые восточные бесленеевцы с Лабы и Урупа, в 19 веке приняв у себя немало кабардинских хаджретов (партизан), стали основой нынешних черкесов из КЧР, ну а сами кабардинцы пережили войну с Россией и массовый исход ещё в 18 веке, и потому мухаджирство 1860-х их почти не затронуло.

Суровый дух Черкесии искать теперь стоит именно в Кабарде, на которую приходится 2/3 из 750 тысяч российских адыгов. Всего же в мире несколько миллионов человек имеют черкесские корни, и например в Турции это народ №3 после курдов, а в Иордании на черкесах держится армия и даже стольный Амман начинался с куаже (адыгского села)...

-5

Глашатай на боку Очага созывает мухаджиров на землю предков. Адыгея - самая "русская" (65%) из национальных республик России после Карелии и Хакасии, и более того - у самих адыгейцев не та демография, чтобы стать большинством.

Скорее, напротив, это русские теснят титульный народ в краснодарских предместьях, а потому тут как мало где в России актуальна тема репатриации. Но пока зазвать к родным горам удавалось лишь беженцев войн: несколько сотен черкесов из Косово в конце 1990-х и несколько тысяч из Сирии в наши дни.

-6

Вокруг черкесского монумента - обычный российский региональный центр с прошлым уездного городка. По краям площади - бывшие Учительский институт (1915):

-7

Водолечебница (1908):

-8

Жандармерия:

-9

И филармония (1985), столь же типичная для российского регионального центра сутью, обликом и даже плакатом, по которому историки ещё долго будут безошибочно опознавать 2022 год:

-10

Но самое примечательное здание на площади стоит напротив неё - это Национальный музей Адыгеи:

-11