Всю жизнь внутри нас звучит внутренний голос и повторяет одни и те же фразы. Часто это то, что нам говорили в детстве родители. Именно поэтому так важно своим детям говорить лишь то, что их поддержит сейчас и станет опорой на всю жизнь. Вот только к нам, взрослым сейчас людям, не всегда в детстве относились бережно. Фразы «ну ты как всегда», «мне за тебя стыдно» вылетают будто сами собой. Давайте разберём фразы, которые так любят родители и учителя, но от которых стоит избавляться.
«Я всё сделаю за тебя»
Мама уже окончила школу, институт, накопила порядочный багаж знаний. Решить задачку для третьего класса для неё пара пустяков. Написать сочинение для ученика девятого класса — лёгкая разминка. Более того, мама сделает всё быстро, правильно, и семья без лишних криков и невроза пойдёт спать. А ещё мама быстро соберёт портфель и приготовит спортивную форму на физкультуру.
Но это не даст ребёнку нужные знания, умения и навыки. Как он будет преодолевать сложности в будущем, решать рабочие задачи, брать ответственность за свою жизнь?
К тому же активное родительское вмешательство порождено тревогой, а это заразное чувство. Ребёнок может перенять у родителя тревожность и ощущение «я не справлюсь сам».
«Я тебя родила, поэтому…»
«Я тебя родила, поэтому ты что-то должен». Например, беречь мамины чувства и не получать двойки, не кричать, не лить слёзы, помогать по дому.
Выходит, ребёнок только начинает жить, а уже должен нести это тяжкое бремя, благодарить родителей за факт своего появления на свет. Но на самом деле нельзя перекладывать ответственность за собственное решение на ребёнка. Ведь это вы всё спланировали и планомерно двигались к пополнению семьи. Не надо навешивать на ребёнка чувство вины. Оно тяжёлое и не делает его счастливым. Тем более не рождает мотивацию учиться.
Правильная фраза в данном случае: «Я тебя родила, поэтому всю жизнь буду поддерживать тебя».
«Не умеешь — не берись»
Это прямое осуждение умений ребёнка, которое приведёт к тому, что он перестанет учиться. Учёба — это постоянное изучение нового. Надо пробовать решать новые задачи, писать новые сочинения, проводить эксперименты по физике и химии. И при всём этом — ошибаться, проводить работу над ошибками и в следующий раз делать правильно. Ошибки — естественный процесс обучения.
Ребёнок, который регулярно слышит эту фразу, в итоге потеряет любопытство, у него исчезнет желание пробовать новое, он станет бояться перемен. А потом вырастет в неуверенного в себе взрослого без особых целей, устремлений и амбиций.
Вместо этой фразы говорите: «Да, пробуй, а я тебя поддержу и дам совет, если он будет нужен».
«Мне за тебя стыдно!»
Это фраза из коллекции обвинений. На самом деле родители говорят её, когда им что-то не нравится в поведении ребёнка, но они не хотят разбираться в причинах.
Что-то сломал в школе, шумел в общественном месте, взял чужое? Выясните, что привело к этому поступку, расскажите, какие последствия это будет иметь для ребёнка и для всей семьи, покажите, как правильно.
«Вечно ты делаешь всё неправильно»
Такое обобщение снижает самооценку ребёнка и убивает желание пробовать что-то новое, ведь «я всё равно не справлюсь».
«А я в твои годы…»
Одно из основных правил в общении с ребёнком — не сравнивайте его ни с кем, чтобы не уронить самооценку. В том числе с собой. Подумайте, чего вы добьётесь этой фразой? Покажете, что ребёнок неполноценный, а вы молодец? Попробуйте показать, что вы гордитесь им и любите в любой ситуации.
Просто для размышления подумайте, а чего добились в вашем возрасте известные люди. У каждого своя стартовая площадка, свои обстоятельства жизни и свой путь. Нельзя сравнивать двух разных людей, а вы с ребёнком — разные люди.
«Мог бы и лучше» / «Почему четыре, а не пять?»
Так вы обесцениваете старания ребёнка. Даже если он получил тройку за контрольную, в решение вложены силы, потрачено время на подготовку. Захочет ли ребёнок готовиться к следующей контрольной, если всё равно его усилия не заметят?
К тому же вы ругаете ребёнка не за проделанную работу, а за субъективную оценку, выставленную чужим человеком.
Лучше проанализируйте, какие допущены ошибки, почему и что нужно учесть на будущее. Если ребёнок действительно готовился, старался, но что-то не получилось, отметьте сам путь, пройденный им.
«А кто тебя спрашивал?»
Так вы недооцениваете личность ребёнка, его значимость. Наоборот, надо поощрять любопытство ребёнка, стимулировать его высказывать собственное мнение. Пусть оно будет неправильное, зато будет.
«Это неправильно»
Вы фокусируетесь только на результате, а не на процессе. Но в большинстве случаев, связанных со школьным обучением, важен именно процесс. Как ребёнок пришёл именно к этому ответу по математике? Пусть он вам проговорит этапы решения и правила, которыми пользовался. Может быть, на этом этапе он сам найдёт ошибку.
«У тебя не получится»
Ребёнок что-то задумал, а ему сразу говорят: у тебя не получится, даже не пробуй, ведь я взрослый, опытный и всё вижу издалека. Фраза программирует ребёнка на неудачи и убивает инициативность. Повторимся: ошибки — естественный процесс обучения.
«Да что с тобой не так?!»
Ещё одна фраза, которая может уронить самооценку. Если она звучит рефреном из уст родителей, то ребёнок понимает, что он не такой, как все, с ним что-то не так.
На самом деле с нами всеми всё так, просто мы разные и можем ошибаться.
«Не будешь хорошо учиться — станешь дворником/продавцом/никем»
Так мы как будто ранжируем людей на хороших и плохих, а ещё закладываем мысль, что пятёрки — билет в хорошее будущее. Но так ли это? Исследования показали, что школьные оценки не всегда приводят к успешной карьере. Гораздо важнее гибкие навыки: целеполагание, эмпатия, коммуникативность и многое другое. Можно быть троечником с блестящими моральными качествами и развитым эмоциональным интеллектом, а можно отличником, который не понимает, когда надо сострадать, когда надо промолчать. Кто в итоге будет успешнее?