С конца сентября в Севастополе регулярно звучат сигналы воздушной тревоги, которые включаются во время ракетных обстрелов или атак дронов, запущенных ВСУ. Как поясняют в правительстве города, «в момент получения сигнала есть от 30 до 50 минут, чтобы спокойно выполнить все действия по принятию мер для обеспечения личной безопасности – проследовать в укрытия или остаться дома, следуя инструкции». Но за несколько недель стало понятно, что, несмотря на положительные отчёты проверяющих комиссий, «следовать» горожанам зачастую некуда.
На подвалы года не хватило
Как отмечает департамент общественной безопасности Севастополя, информационными знаками «Укрытие» обозначаются только готовые к эксплуатации заглублённые помещения подземного пространства. Чаще всего речь идёт о подвалах многоквартирных домов – кроме них, в современных микрорайонах и жилых массивах, построенных после 1970-х годов, прятаться горожанам негде.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев ещё в августе прошлого года поручил главам районов совместно с управляющими компаниями привести подвалы в порядок. При входе в каждый подвал должна быть размещена табличка с номером телефона ответственного лица, у которого находятся ключи, а их дубликат должен храниться в управляющей компании.
Но когда 25 сентября в городе зазвучали сирены, внезапно выяснилось, что года для подготовки не хватило.
Соцсети заполонили гневные комментарии людей, которые во время тревоги пришли к укрытиям и обнаружили на дверях подвалов таблички без номеров телефонов, амбарные замки, паутину и решётки. Было немало и тех, кто не смог найти укрытия, – указатели отсутствовали. О подобных инцидентах сообщали жители улиц Парковой, Комбрига Потапова, Героев Сталинграда, Героев Бреста, проспектов Октябрьской Революции, Генерала Острякова и других. Там, где на табличках нет номеров телефонов, ключи предлагается забрать лично в управляющей компании. Иногда, чтобы добежать до неё, нужно 20–30 минут, а ночью и бежать некуда.
– Полных списков укрытий – даже тех, которые в подвалах, – на руках ни у кого нет, это считается гостайной. Многие люди просто не знают, куда бежать, не везде висят указатели. Даже нам, депутатам, на руки списки не дали, хотя люди ко мне часто обращаются с этими вопросами. Надо звонить по спецномерам, называть номер своего дома, и тогда вам скажут, куда в случае опасности бежать, – рассказывает «Октагон.Крым» депутат Нахимовского муниципального округа Алексей Гладких.
«При этом многие объекты не готовы, находиться там нельзя – например, в укрытии в районе площади Захарова стоит вода».
Алексей Гладких, депутат Нахимовского муниципального округа
С аналогичной проблемой столкнулись жители домов на другой улице: официальное временное убежище в конце сентября оказалось не готовым к использованию – в нём не работает вентиляция, нет электричества, помещение по щиколотку затоплено водой, а стены покрыты плесенью.
– Наше укрытие, как и у всех, – обычный подвал жилого дома. Отличие от подвала в нашем доме только в том, что оттуда УК вынесла старые велосипеды и стройматериалы. Ни воды, ни света там, естественно, нет, но есть паутина, сырость и грязь. В УК намекнули: мол, остальное делайте сами, если хотите. У меня грудной ребёнок, и я не представляю, как буду с ним там прятаться. Жители этого дома мне так и сказали: «Лучше, деточка, ты туда не ходи», – делится молодая мама Елена.
Приводить подвалы в порядок за свой счёт горожанам советуют и местные власти – бюджетных средств на все укрытия не хватает.
«Не ждите, что кто-то придёт и сделает там запасы воды, установит кресла, настилы, сделает вентиляцию. Благоустроить так все временные укрытия невозможно – на это нужны миллиарды. Подчёркиваю: укрытия временные, это не бомбоубежища. Они нужны в основном, чтобы укрыться от осколков ракет и выбитых стёкол. Это тоже нужно понимать. И принимать», – заявил Михаил Развожаев.
Превращать подвалы в укрытия собственными силами должны и бизнесмены, которые их выкупили и превратили в коммерческие помещения, пояснили в правительстве города.
Бомбоубежища: где-то выращивают помидоры, где-то – плесень
Специализированные бомбоубежища в Севастополе, конечно, тоже есть. Но и с ними не всё гладко. Как сообщают в управлении обеспечения мероприятий гражданской защиты, находятся они в основном на территории предприятий, заводов и госучреждений, в центре города и в старых районах, где строительство шло в первые послевоенные десятилетия. Точное количество таких бомбоубежищ и их местоположение власти по понятным причинам не раскрывают.
Состояние укрытий очень разное: из-за высокой степени износа зданий многие из них могут использоваться только как кратковременные пункты размещения, долго находиться там нельзя. Немало и заброшенных объектов. Например, специализированное бомбоубежище на одной из улиц, где есть вентиляция, электричество, вода и канализация, давно превратилось в свалку мусора. Местные жители несколько раз пытались привести объект в прежнее состояние, но для полного восстановления не хватает сил и средств. Похожая судьба и у бомбоубежища на другой улице, которое долгие годы простаивало в запущенном состоянии.
– На Гоголя объект уже привели в порядок, всё вычистили, доступ там имеется. Жители близлежащих домов приняли максимальное участие, мы также вместе с управляющей компанией помогли очистить помещение. Работы завершили буквально на прошлой неделе. Света там нет, воды тоже. Вы поймите, это просто укрытие, – комментирует «Октагон.Крым» глава Ленинского муниципального округа Михаил Сердюк.
«Если будем брать формат бомбоубежищ, то это миллионы рублей, которых сегодня точно ни у кого нет».
Михаил Сердюк, глава Ленинского муниципального округа
По его словам, находиться в убежище на улице Галины Петровой небезопасно, и сейчас работы там не ведутся.
Между тем в городе имеются и действующие специализированные укрытия, где светло, чисто и безопасно. Одно из самых больших бомбоубежищ Севастополя, построенное в 1957 году, расположено под Центральным холмом и способно вместить почти 2 тысячи человек.
С 2018 года в нём работает музей, но объект полностью исправен и готов к эксплуатации по прямому назначению. Там есть не только электричество, водоснабжение и канализация, но и несколько лабораторий, информационные системы, радиостанция, медблок с операционной и даже кинозал. При необходимости в бомбоубежище можно выращивать растения – такие опыты уже проводились: под землёй удалось вырастить помидоры.
Но и с этим укрытием, способным выдержать даже ядерный удар, есть трудности: во время последней воздушной тревоги людей туда просто не пустили.
На выход, пожалуйста
Пример с закрытым бомбоубежищем не единственный. В первый же день работы сирен разгорелся скандал: детей из танцевального ансамбля «Атлантика» не пустили в укрытие Дворца культуры рыбаков, в котором проходила репетиция. Охранник, сославшись на указ главного инженера Дворца культуры, заявил, что вход разрешён только сотрудникам, и отправил детей и их родителей «по своим убежищам». Видеозапись, на которой дети стоят на улице под вой сирен, широко разошлось по пабликам.
В правительстве тогда отметили, что в случае воздушной тревоги разделения на «своих» и «чужих» быть не должно, но отсутствие соответствующих норм закона фактически давало коммерсантам право ограничивать доступ к укрытиям.
Теперь таких бизнесменов будут наказывать рублём – на днях в местном парламенте должны принять соответствующий документ. Владельцев коммерческих объектов за недопуск людей в укрытия будут штрафовать на сумму от 100 до 300 тыс. рублей. Обычные граждане (например, старшие по подъездам) и должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 3 до 5 тыс. и от 10 до 50 тыс. рублей соответственно.
Как поступить с общественным транспортом, власти пока не решили. Люди жалуются, что во время воя сирен автобусы и троллейбусы прекращают движение, не доезжая до остановок, а администрация морского транспорта требует покинуть пришвартованные суда. Пассажиры оказываются на берегу, а затем снова проходят контроль.
Вышеописанные проблемы с безопасностью вызывают у севастопольцев постоянную растерянность и тревожность, которые усиливаются из-за регулярных воздушных тревог, порой учебных. Из размещённых на улицах громкоговорителей, по радио и телевидению раздаётся вой сирен, и мрачный голос диктора предлагает проследовать в укрытия, а в квартирах перекрыть газ и воду и выключить свет. Однако, судя по комментариям и опросам в соцсетях, большинство жителей Севастополя в такие моменты продолжает заниматься своими обычными делами, поскольку не представляет, как себя обезопасить. Создаётся впечатление, что включение сирен нужно скорее не горожанам, а местным властям, чтобы создать видимость работы.
– В городе начали звучать сирены, но зачем? Как мы можем реально защититься, если будет прилёт? Никак. Вой этот только нервирует и пугает. Моя семилетняя внучка, которой в школе подробно объяснили про ракеты, начинает плакать и плачет до тех пор, пока сирена не стихнет, – делится жительница города Любовь.