Найти тему
Павел Рябчиков

Ненужные знания, бесполезные умения и высокие баллы

Огромное количество учеников - не только у меня - приходят с весьма высоко поставленной планкой, и это прекрасно. С большинством мы проходим достаточно трудный путь длиной не меньше года, часто и вдвое-втрое дольше - пока ещё не было ни одного, кто бы не поступил, куда собирался. К концу обучения, когда я им прямо говорю - вот и всё, я тебе больше не нужен, эти дети уже мыслят очень широко. И я для этого почти ничего не делаю - они сами, честно. Очень приятно потом получать сообщения о том, что поступили, что в вузах включились в какую-то интересную движуху, что попали на стажировку в серьёзную компанию...

Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор вспоминает своих лучших учеников и пьёт кофе сидя на подоконнике свесив ноги во двор", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор вспоминает своих лучших учеников и пьёт кофе сидя на подоконнике свесив ноги во двор", стиль: 4k
Но, пока такого не произошло, бывают казусы. Откровенно странные.

Например, был у меня паренёк один. Учился с девятого класса. На собеседовании и сам, и мама говорили мне, что давно и увлечённо программированием занимается, во всех детских центрах перезанимался, все их учебные модули освоил и умеет всё-всё, а теперь хочет заниматься программированием профессионально, однако при этом хочет и школьную программу на пятёрки (хорошее желание, но оно-то меня и насторожило), и к ОГЭ подготовиться.

Забегая вперёд, скажу - парень работал на совесть, и всё у него получилось, и даже сверх того. Но не сразу, не сразу...

Стали работать, не блестяще, но получается. Темы, в которых ничего особо компьютерного не было, такие, "на подумать" (хотя думать там тоже очень немного нужно) парень отрабатывал иногда на раз-два, иногда подольше, но не критично. И я уже вплотную подобрался с ним к прикладным программам - думаю, не будет особых проблем, но не тут-то было.

До этой поры парень присылал мне домашки, сделанные в тетради вручную. Фотографировал и в скайп бросал. Хорошо справлялся. А как только приступили к изучению электронных таблиц (я уже не помню, почему начал с ним именно Excel сначала изучать), начались странности. Домашки стали приходить за пять минут до занятия. Выполненные, скажем так, не до конца. Или вообще неправильно. Скриншотами. Хотя подчёркивал, что мне нужен файл с выполненным заданием.

Результат генерации по запросу "Странные пробелы в знаниях, вызванные тем, что ученик считал знания ненужными", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Странные пробелы в знаниях, вызванные тем, что ученик считал знания ненужными", стиль: 4k

Оказалось, что парень НЕ ЗАПОМНИЛ, КАК СОХРАНЯТЬ ФАЙЛ. Я спрашиваю - ты ж программировал, тебя что, там не научили? Говорит - нет, там всё в онлайн-средах было, мы ничего не сохраняли никогда, нам даже наш преподаватель говорил, что не надо.

Скорее всего, врал парень про преподавателя, но вдруг?

То есть, человек преспокойно жил без этой "ненужной" информации. Пока не припёрло. Научил его сохранять, да ещё в разных местах - он и про это представление очень слабое имел. И в разных форматах. Ну, посопротивлялся парень немного. Говорит - ну зачем вообще запоминать, если в Интернете всё есть? Я ему встречный вопрос - ты уверен, что тебя возьмут на работу за то, что ты гуглить умеешь? Зачем тебе платить, если работодатель сам нагуглит всё, что ему надо? Поспорили с ним даже, кто решит задачу быстрее - я без поиска или он, вооружённый Гуглом, Яндексом и верой в себя. Я справился раза в четыре быстрее. Так говорит, нечестно, Пал Саныч, вы знаете больше и умеете. Стоп, говорю, ты же мне сам говорил - зачем знать и запоминать, если всё нагуглить можно?

А договорились мы с ним вот на каком этапе. Он мне поверил, что быстрота исполнения - при условии верности решения - определяющий критерий эффективности работы. А то, что у него сохранится файл, поможет ему и самому запоминать и понимать лучше, так как всё, что он сделал, перед глазами будет. И работа будет идти быстрее, если не судорожно гуглить, а держать библиотеку своих решений неподалёку и в порядке.

Результат генерации по запросу "Человек всегда будет круче компьютера", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Человек всегда будет круче компьютера", стиль: 4k

А весной он мне такое выдал, что я его зауважал по-настоящему. Пал Саныч, говорит, а ведь ОГЭ и даже ЕГЭ - это же, получается, совсем для лохов, верно? Я спрашиваю - откуда формулировочки, боец? Да, говорит, я задумался. Вот есть у меня телефон. Я на нём играю и смотрю видосы. А ведь его кто-то сделал. А кто-то, кто ещё круче, его изобрёл. А я вот изучаю материалы к экзамену, голова аж иногда болит, понимаю, хоть и с пятого на десятое. И ведь сто пудов, тот, кто телефон изобрёл, знает в миллион раз больше. Я, говорит, подумал, и так что-то противно стало. Как будто слабоумным себя почувствовал. Как будто мне этот телефон дали, чтобы я отстал, сел в уголок и не мешал взрослым дядям дела делать.

Заниматься стал так, что мама восторженные голосовые мне чуть не каждый день присылала в мессенджер. Хотя заслуга, считаю, была совсем не моя. Парень сдаёт ОГЭ на максимальный балл, занимается со мной летом, а с с осени стал на ЕГЭ пахать. Действительно пахать, без шуток. В 2021-м году ЕГЭ сдаёт на 96 баллов, поступает в РЭУ имени Плеханова. Говорит, взрослеть пора.

Спросил его - помнит ли, как сам говорил, что всё нагуглить можно, а запоминать необязательно? Он посмеялся снисходительно.

Результат генерации по запросу "Неожиданно прозревший и повзрослевший ученик", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Неожиданно прозревший и повзрослевший ученик", стиль: 4k

На самом деле знать и помнить всё, само собой, невозможно. И ненужных знаний навалом просто. Нам, например, на таком предмете, который назывался "Технические средства обучения" приходилось изучать эксплуатацию киноаппарата "У..." .................

Да, он называется как та страна, которая была когда-то УССР, и с которой сейчас сами знаете что

.........и киноплёнку склеивать. Зачем? Уже во времена нашего обучения никто этим хламом не пользовался. С многими другими предметами - так же. До сих пор не могу понять, как и где можно применить то, что на втором курсе нам преподавали под названием философии. Дичь в квадрате в исполнении от калиброванного дичегенератора. Реальные знания об устройстве мира мы получали из других источников. По крупицам))

Результат генерации по запросу "Из утюга доносится рекламный голос, вещающий о крутости укрепления и развития нейронных связей", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Из утюга доносится рекламный голос, вещающий о крутости укрепления и развития нейронных связей", стиль: 4k

А вот потом понимаешь, что образование - это не багаж знаний, точнее, не только он. Знания устаревают, забываются, но остаётся главное - умение и

навык работы с информацией, если они сформированы, конечно. Это те самые нейронные связи, о которых сейчас утюги и прочие развлекательные приборы вещают.

Кстати, нейронные связи многие лишь потому тренируют и наращивают, что это хайпово...))) Но и получается, конечно, не всегда и не у всех.

Не знаю, как знания в голове могут лежать неупорядоченно и бессвязно. Они же забудутся в таком случае моментально. Я, чтобы лучше понять что-то строю всегда какие-то аналогии, параллели провожу... Лучше понимается актуальное. И иногда пригождается совсем разные области - а поизучать много получилось, хоть и не аксакал я ещё. Да интереснее так жить, если постоянно что-то новое узнавать. Так я понимаю.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков