Найти тему
ИСТОРИИ

Отношение к смерти современных россиян.

Долгие десятилетия господства государственного атеизма привели к утрате христианского взгляда на проблему смерти у подавляющего большинства жителей России (здесь и далее имеются ввиду россияне, происходящие из народов бывшего СССР, издревле исповедующих православие — русские, украинцы, белорусы, а также крещеные в позднейшие века — мордва, чуваши и т.д.).
«Сознание необходимости поминаний умерших для облегчения их участи и для того, чтобы они были нами довольны, — устойчивая черта мировоззрения русских, сохранившаяся в значительной степени и после десятилетий гонений на православную веру», — пишут в своей монографии М.М. Громыко и А.В. Буганов. Однако следует отметить, что годы насильственной атеизации направили эту благородную черту мировоззрения нашего народа в иное русло, подчас возвращая его к традициям языческих тризн или создав невиданный по своей нелепости гибрид последних с искусственно изобретенными советскими траурными церемониями и поминками.
Не так давно в российской печати активно обсуждалось 70-летие со дня смерти «первого пионера-героя» Павлика Морозова. Помимо бесконечных вопросов о том, был ли Павлик истинным героем, или все-таки предателем, вниманию читателей предстали многие любопытные факты, на публикацию которых еще недавно было наложено табу. Так, в газете «Комсомольская правда» рассказывалось, что советские школьники, посещавшие могилу пионера-героя, вкладывали в трубы металлической ограды свернутые «в шпаргалку» записки с просьбой помочь в учебе, или убедить родителей купить велосипед, или же обрести любовь...
Подобный случай описывает современный духовный писатель протоиерей Михаил Ардов.
«В свое время на меня сильнейшее впечатление произвела открытка, которую я нашел на могиле у некоей женщины, умершей, судя по надписи на памятнике, в возрасте тридцати с лишним лет. Там стоя букет крупных и свежих тюльпанов и лежала эта открытка. Я наклонился, поднял ее и прочитал буквально следующее."Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с днем рождения. Мы помним тебя и любим".
Несчастные советские дети... Несчастные советские люди! У них отняли религию,
изуродовали душу... А ведь человеку свойственно веровать в загробную жизнь!».
По мысли философа Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, то есть такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя».

Именно ощущение бессмысленности смерти, как говорят богословы, делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов, оно же заставляет изобретать столь нелепые формы почитания умерших.
Но нельзя забывать и о том, что и в Древней Руси после введения христианства в подходе к почитанию умерших долгое время наблюдалось смешение христианского и языческого.
Отголоски этого сохранились в ряде российских провинций даже до наших дней.
Наиболее долговечным, с точки зрения православного христианства был, да и до сих пор остается, обряд христосования с покойниками, совершающийся в самый день Пасхи. «Так, в селе Березово Лихвинского уезда Калужской губернии между утреней и обедней, когда освящаются куличи, в это же время шли на кладбище христосоваться с покойниками, катали на могилах освященные в храме красные яйца и произносили трижды: «Христос
Воскресе!» Затем разбивали яичко и крошили, «чтобы птицы поклевали и помянули покойных родителей».

Очевидно, что в данном случае имеет место древнеязыческое, славянское поверие в то, что птицы несут в себе души умерших, а значит, могут общаться
с остальными жителями загробного мира.
До наших дней этот обычай дошел в виде оставления на могилах в Пасху освященных куличей (а также конфет и другой снеди). Придерживающиеся такой традиции говорят, что поступают так ради того, чтобы накормить птиц и через это принести «радость» как «божьим тварям» (птицам), так и своим усопшим близким.

Также во многих местах было принято оставлять на могилах пасхальные яйца и блины.
Считалось, что это способствует тому, что души умерших в день поминовения выходят из могил и незримо беседуют с людьми. С другой стороны-оставленная еда служила пропитанием для нищих, которые обязывались за такое приношение поминать покойников в своих молитвах.
Но уже в советскую эпоху к данным обычаям добавилось следующее: в одних случаях оставляли на могилах емкость с водкой (стакан или «шкалик»), в других — совершали поминовение на могиле усопшего, в изрядном количестве употребляя спиртное.

Так, через множество столетий, вновь обрели почву языческие поминки — тризны, отличающиеся разнузданным поведением.
Как явствует из множества этнографических источников, обычаи посещать могилы родственников в ряде российских губерний существенно отличались по времени — в одних местах днем массового посещения могил служила Пасха, в других — Фомино воскресенье (первое воскресенье после Пасхи), в третьих — Радоница (девятый день после Пасхи). Хотя в канонических правилах Русской Православной Церкви таким днем являетсяа Радоница.

Основанием этому служит и богослужебный чин, согласно которому именно в Радоницу поминаются «все от века усопшие православные христиане» — то есть все христиане, преставившиеся за более чем 2000-летнюю историю Православия.
В годы советской власти атеистической пропагандой было сделано все, чтобы изгладить из сознания русских людей все, что связано с церковным поминовением усопших.
Соответственно, в целях искоренения традиции празднования Радоницы, в ряде краев и областей РСФСР, УССР, БССР в сам день Пасхи (или понедельник по Пасхе) объявлялся «родительским днем». В этот день «ради заботы о благе трудящихся» с обычных городских маршрутов снималось множество транспорта и направлялось к местным кладбищам.
В российской «глубинке» до наших дней сохранился древний языческий обычай снабжать покойника всем необходимым для загробной жизни. Так, в Пинежском районе Архангельской области до сих пор принято класть в гроб предметы, без которых якобы усопший не сможет обойтись в мире ином. Если умерший — мужчина, то в гроб полагается бутылка водки, сигареты, спички и т.д. Если женщина — прясло (веретено), мелкие предметы домашнего обихода. Также в Пинежском районе сохранился обычай кадить гроб со всех сторон, дабы напоследок «согреть» покойника.

Ради совершения этого обычая священнику, отпевающему тело, предлагается (подчас в категоричной форме?!) пролезть с зажженной кадильницей под гробом, чтобы окадить его со всех сторон.
Среди народных обычаев поминовения умерших до наших дней дошли традиции откровенно варварские, но, тем не менее, имеющие почву в древних языческих верованиях тех или иных народов, населяющих Россию. Множество подобных обычаев сохранилось среди мордвы и чувашей — народов, принявших православие довольно поздно (в XVII веке). Так, в некоторых селах Мордовии до сих пор во время отпевания покойника, последнему на лицо полагается блин, который по окончании церемонии должен быть съеден священником.

Неисполнение данного обычая может сильно озлобить родственников умершего и стать для священника причиной неприязненных отношений со

стороны паствы. Несмотря на возобновление богослужебной и духовно-просветительской деятельности православных приходов, открытие новых храмов, в современной России появляются обычаи, ранее не существовавшие даже во времена древнерусского двоеверия.
Так, в Пасху 2002 года на одном из кладбищ произошло следующее. Дождавшись окончания пасхального крестного хода, множество молодых людей 15-17 лет направились на могилы и стали поедать припасенные заранее вареные яйца.

На вопрос, зачем они это делают, прозвучал ответ: «Если в пасхальную ночь съешь на могиле как можно больше яиц, то в тебя войдет много энергии».
Анализируя вышеизложенное, можно заметить, что в сознании данной группы людей яйцо выступает как носитель некоей силы, энергии, что вполне соответствует древним взглядам на яйцо — носитель жизни. В христианской же символике яйцо, как явствует из истории, является символом Светлого Христова Воскресения.

Поэтому обычай поедать яйца на могилах именно в пасхальную ночь следует искать уже не в древности, а в каком-нибудь из оккультных учений, с лихвой наводнивших нашу страну за «перестроечные» и последующие годы.
Среди взглядов на почитание умерших можно встретить и такие, которые полностью противоречат русскому укладу сознания.

Например, известная оккультистка Елена Рерих, чьи труды и сейчас пользуются успехом у определенной части интеллигенции, запутавшихся в ее бредовых идеях теософии, прямо заявляет: «Кладбища вообще должны быть уничтожены
как рассадники всяких эпидемий».
Известно, что восприятие человеческого тела как тюрьмы для души характерно для восточного мистицизма (индуизм, буддизм). Но в христианстве тело — храм души, который, согласно Евангелию, должен вновь соединиться с душой по Всеобщем Воскресении мертвых.

Именно поэтому на Руси издревле почитались как сами кладбища, так и память усопших.

Христианское почитание умерших — залог сохранения исторической памяти русского народа.

От того, как будет в дальнейшем развиваться это почитание, зависит и дальнейшее наше бытие как нации......