Найти тему

Стыд... Вина... Малыш

Оглавление
Erid: 2VtzqxTLJra Реклама ООО "Первая школа современных родителей"
Erid: 2VtzqxTLJra Реклама ООО "Первая школа современных родителей"

Когда малыш появляется на свет он в своей базовой комплектации имеет 4 главных чувства. Первый год жизни он учится проживать их и выражать. Именно ими он управляет миром, в котором появился.

Ребенок грустит и плачет, чтобы позвать на помощь маму. Печаль помогает крохе справиться со своим первым одиночеством и знанием, что в жизни происходит не все так, как им хочется.

Ребенок вздрагивает, расширяет глазки и кричит, когда пугается от того, что не понимает, что происходит. Или сталкивается с чем-то новым, так он учится быть осторожным и начинает собирать и анализировать информацию, которая приносит ему успокоение.

Малыш протестует, гневаясь что взрослые не понимают, что он хочет и не удовлетворяют его потребности. Так малыш изначально учится добиваться цели.

А еще он улыбается и смеется, когда радуется, что мама и папа его любят. Радость – источник мотивации к развитию, она помогает крохе действовать и изучать этот мир.

Получается, что в базовой комплектации крохи есть:

- радость 😆 – двигатель крохи,

- гнев 😡 – скорость и движение, задающее направление к цели,

- печаль 😭 – начало переосмысления, помогающее не разрушиться, а принять реальность,

- страх 😱 – тормоз, чтобы не пораниться и скорректировать свое движение. Эти 4 главные эмоции малыш учится осознавать и использовать.

Появление остальных эмоций – наш родительский вклад в личность ребенка.

-2

Ситуация.

Маленький мальчик двух лет играет с машинкой в песочнице.

Он катает ее туда-сюда, засыпает песком, раскапывает, засовывает в нее камушки.

Тут появляется девчуля такого же возраста со своим ведром, лопаткой и формочками.

Маленький мальчик настороженно смотрит, ведь малышка уселась прямо на трассу, по которой курсирует его машинка. Маленький мальчик начинает использовать свой гнев, делает недовольное личико и смотрит на девочку, в готовности закричать и напугать своим недовольством незнакомку с ведерком.

Ведь может так случиться, что девочка захочет не только лепить куличики, но и отобрать его машинку. И в этот момент мальчик делает гневный превентивный удар – оттолкнет малышку, и она с плачем покинет отвоеванную трассу. Далее малыш продолжит свою игру.

НО!

Тут включаются взрослые - мамы, папы, бабушки, дедушки!

Они уже бегут разруливать конфликт.

Малышку, конечно, начинают успокаивать, и это правда важно, при этом мама мальчика начинает строго и без любви ругать своего сына.

Мальчик точно не понимает, что произошло, ведь все его действия были естественны.

А в ответ: «Ты обидел девочку, ая-яй!», «Разве можно быть таким жадиной! Дай девочке покатать машинку!» А затем вообще у мальчика забирают машинку и с улыбкой отдают ее девочке.

📌 И вот тут маленький мальчик сталкивается с новыми для себя чувствами – стыд и вина.

Теперь малыш даже не подумает сопротивляться в такой ситуации, ведь он так боится, что мама опять разозлиться и перестанет его любить.

В следующий раз, когда у мальчика заберут машинку, он просто заплачет.

И тут, о победа!

Опять мамы бегут, только реакция абсолютно противоположная. Теперь успокаивают мальчика, а достается малышке.

И, конечно, мальчик схватывает этот опыт моментально.

📌 Теперь он будет устраивать истерики, притворяясь, как сильно расстроен, чтобы манипулировать другими людьми. Это ведь гораздо лучше, чем испытывать вину и стыд.

Приглашаем вас к размышлению.

Стыд и вина - два чувства, с которыми ребенок сталкивается, оказавшись в социуме. На детской площадке, в саду.

Эти чувства помогают увидеть ребенку, что другие дети могут хотеть чего-то отличного, иметь другой взгляд на ситуацию.

Стыд и вина помогает выработать первые навыки самоконтроля.

Понять, что есть правила и запреты, которые нельзя нарушать. И очень важно, насколько мы аккуратно и тактично знакомим с этими чувствами своих детей.

В описанном примере мама совершила подмену

запретила испытывать гнев, заякорив его на вине и стыде.

Вместо того, чтобы сделать акцент на действии – мальчик толкнул девочку, она наказала его за гнев.

Вина и стыд теперь искажают восприятие базовых эмоций малыша – гнева и печали.

Печаль стала – инструментом манипуляции, а гневаться опасно.

Теперь стыд и вина – не средство самоконтроля, а то, чего надо избегать любой ценой.

Что думаете? Делитесь мыслями 🤗

Ну и, конечно, ждем вас на нашем сервисе BabyApp, ведь там есть информация о том, как воспитывать малыша экологично и с любовью!