Европа сознательно выстраивалась как постнациональный проект на протяжении всего времени после Второй мировой войны. Но триумф строителей нового мира еще неполный, потому что ослабление патриотических чувств среди европейцев лишь обострило ксенопатриотизм.
В современной Европе фактически выстроился двойственный режим. При нем даже мягкие проявления национализма коренных европейцев наказываются, а на крайне правые по либеральным меркам убеждения меньшинств и мигрантов власти смотрят сквозь пальцы.
Такой порядок основан на либеральном осмыслении Второй мировой войны, в котором крах немецкого нацизма — это приговор национализму всех европейцев. А когда ругательным словом стал «национализм», окно Овертона рванулось влево, и теперь даже обычный патриотизм делает западного политика «крайне правым» в оценке прессы.
Описанный миф плох не только тем, что привел к нынешним проблемам с миграцией. Он даже не соответствует реальности, ведь многие антигитлеровские движения были мотивированы национализмом в оккупированных странах, а не желанием построить толерантную утопию всех цветов радуги.
В случае Европы патриотизм, который нельзя открыто проявить в отношении своей родины, был направлен вовне. Именно этим объясняется русофобия в ЕС с 2022 года и готовность почти всего блока поддержать «страну-У» вопреки очевидной невыгодности этого курса.
Более того, на фоне недавних событий в Газе элиты стран ЕС оказались ярыми патриотами Израиля. Так, не самых крупных демонстраций и одного теракта в поддержку Палестины и ХАМАС оказалось достаточно, чтобы в Брюсселе начали обсуждать ужесточение системы депортации мигрантов.
Ранее мигранты в Европе уже неоднократно устраивали беспорядки, совершали теракты и отрезали головы учителям и священникам по откровенно религиозным мотивам. Но из-за успеха борьбы с национализмом тревожным звонком стали нападения на Израиль, а не на коренных европейцев.
Мораль сей басни простая — национальное (или, кому угодно, патриотическое) чувство из людей невозможно вытравить. Правительства, которые пытаются это сделать, только мотивируют своих граждан быть горячими патриотами чужих стран.