42,8K подписчиков

«За державу обидно!»: почему российская сталь оказалась хуже китайской

29K прочитали

В заготовительном цеху компании «Чайка-Сервис» кипит работа. На раскроечном столе отечественная высокопрочная сталь МС 700. Лист приподнимается, оператор ждет, пока остынет металл, и лишь затем вновь запускает лазерную установку. Деформированный лист может в любой момент повредить лазерную головку, поэтому персонал должен быть всегда начеку. «Это наша сталь, со шведской таких проблем не было. И дефект периодически наблюдается с августа прошлого года», — рассказывает генеральный директор автозавода «Чайка-Сервис» Евгений Ганин.

Деформированный лист может в любой момент повредить лазерную головку, поэтому оператор должен проявлять бдительность.В России наблюдается острый дефицит качественного металла, ситуация быстро усугубляется, а потребности промышленности покрываются за счет импорта. С продукцией отечественных металлургических компаний машиностроители часто просто не хотят иметь дел. Что не так с нашими отечественными высокопрочными сталями и каковы пути решения проблемы?
Деформированный лист может в любой момент повредить лазерную головку, поэтому оператор должен проявлять бдительность.В России наблюдается острый дефицит качественного металла, ситуация быстро усугубляется, а потребности промышленности покрываются за счет импорта. С продукцией отечественных металлургических компаний машиностроители часто просто не хотят иметь дел. Что не так с нашими отечественными высокопрочными сталями и каковы пути решения проблемы?

У технологов предприятия также есть вопросы к качеству стали МС 700 после гибки: при четко заданных параметрах станка недогибы и перегибы могут быть существенно больше допуска (+/- 1 мм). Хуже того, у некоторых листов наблюдается не просто деформация, а скручивание. Учитывая, что речь идет о крановых стрелах, приемка ОТК идет особенно жестко, поблажки недопустимы. Неудивительно, что так называемый изолятор брака, место в цеху, где складируются детали, не прошедшие контроль ОТК, сейчас заполнен до отказа. «Остается только китайская сталь. Причем по цене она значительно дешевле, даже при условии доставки до Нижнего Новгорода. А по качеству очень близка к шведским сталям. За державу обидно! Мы вынуждены покупать высокопрочные стали в Китае. И где тогда идеология развития машиностроения и автомобилестроения в частности? Какую роль тут должна играть сталь, которая нужна и для гражданской продукции, и для военной», — возмущается Евгений Ганин.

У некоторых стальных листов наблюдается скручивание после гибки.
У некоторых стальных листов наблюдается скручивание после гибки.

Кстати, импорт нержавеющей стали в Россию в апреле 2023 года увеличился на 29 % по сравнению с мартом и составил 51,5 тыс. тонн, достигнув рекордного показателя для современной России. Основной прирост импорта обеспечило увеличение поставок плоского холоднокатаного проката (+39,6 %) и горячекатаного проката (+54,1 %), говорится в сообщении Ассоциации потребителей и поставщиков спецсталей и сплавов (Ассоциация «Спецсталь»). Аналогичная ситуация и по иным сталям. Вот почему, несмотря на, казалось бы, впечатляющие результаты работы российской черной металлургии, предприятия стараются закупать импортную продукцию. В компании «Палфингер СНГ» (производит и поставляет продукцию под брендами «Велмаш» и «Инман») качество стали тоже вызывает критику. «Основной объем закупаемых сталей составляют марки S460, S690, S700, S890 и S960, используемые для производства КМУ, а также мы используем конструкционную сталь 09Г2С, — рассказывает директор по закупкам "Палфингер СНГ" Анатолий Щукин. — Две основные претензии — это нестабильность механических свойств стали даже в рамках одной партии плавки, а второе — необходимость улучшения плоскостности и снятия внутренних напряжений, обусловленная текущим оборудованием на комбинатах. Но хотелось бы отметить значительные улучшения качества проката, достигнутые металлургическими комбинатами за последнее время. Также стоит отметить, что в России отсутствуют стали от S890 и выше». Он добавил, что с переходом от импортной стали к отечественной потребовалось внести изменения в технологический процесс — уменьшить скорость резки и ввести технологические перемычки. В результате увеличилось время операции и усложнился процесс гибки.

При четко заданных параметрах станка недогибы и перегибы могут быть существенно больше допуска.
При четко заданных параметрах станка недогибы и перегибы могут быть существенно больше допуска.

На Челябинском механическом заводе в связи с переходом на отечественную сталь введена операция листоправления. Об этом рассказывает блогер Константин Потапов в тематическом ролике на своем ютуб-канале "Константин ПРО". Поставки вызывают критику у технологов, изделия нередко идут винтом. «Ключевые элементы, которые мы выявляем на листе, это неплоскостность, — рассказывает главный технолог предприятия Анатолий Лисицын. — То есть в состоянии поставки есть отклонения, как в продольном, так и в поперечном направлении».

Предприятие использует металл разных производителей, приобретаются как высокопрочные, так и конструкционные стали. «Отклонения есть, и одни и те же у всех. Вопрос, у кого это чаще встречается, а у кого реже, — говорит Анатолий Лисицын. — Допустим, нарезали стрелы, идут детали, и все пошли с отклонением. Берем следующую партию, и все идеально. И все это у одного и того же производителя. Разные прокатки, и просто как небо и земля». Инженеры Уральского завода подъемных механизмов, комментируя работу с отечественным металлом, отмечают коробление металла в процессе резки и непостоянство гибов. Стали импортного производства ведут себя при обработке более предсказуемо, а значит, процесс изготовления деталей более стабильный.

В заготовительном цеху компании «Чайка-Сервис» кипит работа. На раскроечном столе отечественная высокопрочная сталь МС 700.-4

Новгородское предприятие «Meusburger Новтрак» ведет политику активного замещения европейских материалов и комплектующих аналогами российского производства. В перечень импортозамещения входит и металл, который закупается у «Северстали» и НЛМК. «Мы работаем с поставщиками по прямым контрактам с сертификатом, с материалом все нормально», — комментирует генеральный директор ЗАО «Новтрак» Свен Кубе. Пожалуй, единственная проблемная позиция для новгородского предприятия — вальцованный профиль, который используется на внешней раме полуприцепа для крепления груза. «Сейчас мы в поиске российского производителя, который может предоставить профиль соответствующего качества», — говорит Свен Кубе.

В заготовительном цеху компании «Чайка-Сервис» кипит работа. На раскроечном столе отечественная высокопрочная сталь МС 700.-5

ПАО «КАМАЗ» активно работает с российскими металлургами. Магнитогорский металлургический комбинат, например, по итогам 2022 года стал одним из главных поставщиков металлопродукции в адрес автогиганта из Набережных Челнов. Как рассказал журналистам на выставке Comtrans 2023 генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин поставки магнитогорского металла охватывают и лонжеронную сталь, и металл для изготовления кабин грузовиков. В настоящее время автозавод успешно заместил часть импортной продукции сталью Магнитки.

За год КАМАЗ освоил три новые марки стали российского производства.
За год КАМАЗ освоил три новые марки стали российского производства.

Тем не менее, вопросы к отечественному металлу есть. Эксперты видят проблему в нестабильности технологий. А еще в том, что металлурги мало прислушиваются к машиностроителям.

Во всем мире основным потребителем высокопрочной стали является автопром. Применение высокопрочной стали в лонжеронах и других несущих конструкциях позволяет снизить массу автомобиля, а значит, улучшить его эксплуатационные характеристики. Если наши металлурги повысят качество продукции, отбоя от заказчиков не будет, считают эксперты. А пока наши автомобилестроители предпочитают закупать высокопрочную сталь в дружественных странах.

Что еще почитать:

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»

Как собирают электрические УАЗы: сходили на завод и увидели все своими глазами