51,8K подписчиков

"Они шли на восток" (СССР–Италия, 1964), "Шантажист" (СССР, 1988) и "В начале славных дел" (СССР–ГДР, 1981): мнения кинокритиков и зрителей

159 прочитали
В начале славных дел. СССР–ГДР, 1981. Режиссер Сергей Герасимов. Сценаристы Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе (по роману А. Толстого «Петр Первый»).

В начале славных дел. СССР–ГДР, 1981. Режиссер Сергей Герасимов. Сценаристы Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе (по роману А. Толстого «Петр Первый»). Актеры: Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко (мл.), Михаил Ножкин, Эдуард Бочаров, Любовь Полехина, Любовь Германова, Роман Филиппов, Юрий Мороз, Владимир Кашпур, Александр Белявский, Николай Гринько, Роман Хомятов, Евгений Марков, Екатерина Васильева, Марина Левтова, Борис Хмельницкий, Иван Лапиков, Пётр Глебов, Фёдор Одиноков, Артём Карапетян и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации (в пересчете на одну серию).

В год выхода этого фильма на всесоюзный экран «Советский экран» откликнулся на него весьма позитивной статьей, где, правда, отмечались кое-какие недостатки ленты, но подчеркивалось, что «это, конечно, частности. Главное в том, что появилась новая работа Герасимова о титане русской истории. Это — событие» (Вишневская, 1981).

Мнения зрителей XXI века об этом фильме четко разделяются на «за» и «против»:

«За»: «Великолепный фильм, прекрасная игра актёров! Золотухин — потрясающий Пётр Великий!» (Ольга). «Лучший исторический фильм о России. И по качеству съемок, и по игре актеров, и по сюжету, и по декорациям. Виват всем, кто принимал участие в создании этого шедевра!» (Романа).

«Против»: «Фильм скорее детский. … Снято крепко, но не более того. … Я бы сказал — плакат. Довольно схематично и поверхностно. Личности и психология героев практически не раскрыты. … В общем, костюмная постановка с голливудским привкусом и по стандарту типового советского биографического фильма. То есть этакий дайджест устоявшихся штампов о персоне из серии ЖЗЛ» (А. Драгон).

Киновед Александр Федоров

В начале славных дел. СССР–ГДР, 1981. Режиссер Сергей Герасимов. Сценаристы Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе (по роману А. Толстого «Петр Первый»).-2

Шантажист. СССР, 1988. Режиссер Валерий Курыкин. Сценарист Эдуард Володарский. Актеры: Михаил Ефремов, Андрей Тихомирнов, Александр Ширвиндт, Леонид Куравлёв, Валентина Титова, Сергей Гармаш и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Валерий Курыкин поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, из которых только школьной драме «Шантажист» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент. Приспособиться к постсоветскому кино В. Курыкин в общем–то не смог и в XXI веке фильмов уже не ставил.

Старшеклассники, разбитая машина, кража видеокамеры… Драмой «Шантажист» авторы внесли свой посильный вклад в перестроечное кино…

Двадцатишестилетний Михаил Ефремов (к тому времени уже дважды женатый) «на обаянии» сыграл в «Шантажисте» школьника, но даже это не помешало (а, быть может, и помогло) зрительскому успеху фильма…

У этой простенькой ленты есть свои горячи поклонники и в XXI веке: «Изумительный сценарий, трепетная режиссура, тонкие актерские работы, масса свободного пространства для осмысления – прекрасный умный и полезный художественный фильм» (Елена).

Но, разумеется, есть и иные зрительские мнения: «Сценарий в целом слаб, поступки героев психологически не обоснованы. Хорошо играет Ширвиндт, но из–за надуманности все сцены обречены на неубедительность» (Н.Тимофеев).

Киновед Александр Федоров

В начале славных дел. СССР–ГДР, 1981. Режиссер Сергей Герасимов. Сценаристы Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе (по роману А. Толстого «Петр Первый»).-3

Они шли на восток. СССР–Италия, 1964. Режиссеры Джузеппе Де Сантис, Дмитрий Васильев. Сценаристы: Сергей Смирнов, Эннио Де Кончини, Джузеппе Де Сантис, Августо Фрассинетти, Джан Доменико Джаньи. Актеры: Андреа Чекки, Татьяна Самойлова, Раффаэле Пизу, Жанна Прохоренко, Артур Кеннеди, Питер Фальк, Риккардо Куччолла, Лев Прыгунов и др. 16,8 млн. зрителей за первый год демонстрации (в среднем на серию).

Режиссер Джузеппе Де Сантис (1917–1997) – поставил 13 фильмов. В основном он известен своими неореалистическими картинами «Горький рис», «Нет мира под оливами» и «Рим, 11 часов». «Они шли на Восток» (в Италии он назвался Italiani brava gente, т.е. «Итальянцы хорошие люди») – единственный фильм, который Де Сантис поставил вместе с советскими кинематографистами.

Режиссер Дмитрий Васильев (1900–1984) поставил десять полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Александр Невский», «Над Тиссой», «Операция «Кобра», «Тайна вечной ночи», «Они шли на Восток») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Военная драма «Они шли на Восток» была совместной советско–итальянской постановкой, отсюда и сочувственный взгляд авторов на итальянских солдат, отправленных режимом Муссолини на Восточный фронт…

В целом фильм «Они шли на восток» вполне укладывался в общую советскую концепцию изображения Великой Отечественной войны как войны СССР с безжалостными немецкими агрессорами, которые насильно заставили воевать союзные и зависимые от них страны (Италию, Румынию, Венгрию, Словакию и пр.).

Вскоре после премьеры фильма «Они шли на восток» киновед И. Кацев писал, что «задача, стоявшая перед авторами … была совсем непростой. Создатели фильма стремились к тому, чтобы на основе документальных свидетельств показать не только военную судьбу итальянского полка, но главным образом истоки поражения фашизма. Социально и человечески дифференцировав солдатскую и офицерскую массу, авторы пытались раскрыть противоречивость сознания людей, одетых в военные мундиры, показать, как ход войны менял мировоззрение этих людей, обнажить всю нравственную гнусность фашизма. …

«Они шли на Восток» — многоплановый фильм. В нем много событий, много разных человеческих характеров, почти одинаково складывающихся судеб. Многоплановость эта явно идет от стремления авторов рассказать как можно больше о минувшей войне, о причинах огромного числа жизненных катастроф. Однако в фильме заметна важная тенденция, характерная для многих картин о войне, созданных мастерами кино в последние годы. Вместо беспрерывного грохота орудий, в котором так часто тонул голос отчаяния и боли, надежды и гнева, мы все чаще видим, как настойчиво пытается художник заглянуть в глаза и в душу человека на войне. Сужая поле обзора, он стремится постичь главное — сознание, внутренний мир солдата, понять и показать, что определяло его поступки в самых разных обстоятельствах фронта. Но за всеми трагическими обстоятельствами войны чувствуется стремление следовать той же определяющей тенденции — крупным планом раскрыть психологию и мировоззрение человека, помочь зрителю сквозь гром орудийных залпов услышать тревожное биение человеческого сердца, показать, как постепенно, но неудержимо в душах итальянских солдат растет протест против фашизма — виновника невиданных в истории кровавых катаклизмов, привести зрителя к выводу, что война — это финал, который стал возможен также и в результате пассивности людей, в результате длинной цепи их уступок вовне и внутри себя, в своем собственном сознании» (Кацев, 1965: 166, 168-169).

Вместе с тем, И. Кацев отметил, что «разрабатывая тему, новую для себя и для итальянского кино, он [Де Сантис – А.Ф.] допустил… ряд принципиальных просчетов. Эти просчеты прежде всего в том, что художественное осмысление фактов — самих по себе достоверных или возможных — не вылилось в до конца цельную жизненную картину, где исторические акценты были бы поставлены с необходимой точностью. Не везде оказывался достоинством и присущий фильму лаконизм. Порой он превращался в скороговорку, мешающую уяснить авторский замысел. И тогда недорасшифрованность мысли оставляла чувство недоумения и досады. Однако, отмечая просчеты в картине, мы с глубоким удовлетворением отмечаем и ее достоинства» (Кацев, 1965: 170)

Зрители и сегодня вспоминают этот незаурядный фильм:

«Впервые посмотрел фильм. Очень сильное кино. Что запомнилось: режиссёр блестяще достиг цели, показав трагедию итальянского народа. Отличные актёрские работы; однозначно видны параллели с немецким фильмом "Сталинград" (1993). Например – весёлое начало летом и полнейший упадок духа и смерть зимой; Попытка неудавшейся сделки итальянцев с партизанами. Сильный драматический эпизод. Вместе с тем, по–моему, фильм политически фальшив: такое впечатление, что итальянцы – отличные парни, готовые брататься даже с русскими коммунистами. Но вот незадача – Муссолини отдал приказ воевать. И пришлось... Но для 1964 года вполне политически добротное кино (Евгений).

«Помню, как этот фильм показывали на киноэкране нашей воинской части. Последние кадры: итальянец замерзающей рукой роет снег, шевеля леденеющими губами: «Конец… Рой себе могилу. Это твоя кровать, это твой дом…». … Несмотря на некоторые неточности, лента до сих пор создает ощущение драматического правдоподобия взглядом с обеих сторон передовой. Разнохарактерная простота, людская человечность и дружелюбие обычных итальянских солдат – не фашистов по убеждениям и вынужденно надевших военную форму, принуждемых стрелять и убивать по жестоким законам войны; откровенная враждебность и грабительская вседозволенность насильников – чернорубашечников; выполнение солдатского долга – как правого, так и неправого… Другого объемного и столь же проникновенного фильма на эту тему мне видеть не приходилось» (Ф. Мюллер).

Киновед Александр Федоров