Найти в Дзене
Ozon Забота

Как помочь детям в учебном процессе: советы психолога

В разгаре учебный год – время, сопряжённое с самыми разными переживаниями детей и взрослых, часто не самыми радужными. Ozon Забота решила обратиться к теме школы и совместно с экспертами фонда “Найди семью” подготовить рекомендации психолога для родителей, чтобы учебный процесс не разрушал, а, наоборот, укреплял семейные отношения. Фонд “Найди семью” помогает приёмным родителям и их новым детям принять и понять друг друга, чтобы сироты не возвращались в детские дома. Каждому ребёнку нужна семья – такими словами встречает сайт благотворительной организации. Ещё каждому ребёнку нужно образование, не только как процесс получения знаний, но и не менее важной социализации. И семья призвана всячески поддерживать и помогать детям на нелёгком пути обучения в школе. Перед тем, как перейти к советам психолога, хочется рассказать об особенностях учебного процесса у детей в приёмных семьях. Все родители сталкиваются со сложностями, когда их дети идут в школу, но у приёмных есть дополнительные факт

В разгаре учебный год – время, сопряжённое с самыми разными переживаниями детей и взрослых, часто не самыми радужными. Ozon Забота решила обратиться к теме школы и совместно с экспертами фонда “Найди семью” подготовить рекомендации психолога для родителей, чтобы учебный процесс не разрушал, а, наоборот, укреплял семейные отношения.

Фонд “Найди семью” помогает приёмным родителям и их новым детям принять и понять друг друга, чтобы сироты не возвращались в детские дома. Каждому ребёнку нужна семья – такими словами встречает сайт благотворительной организации. Ещё каждому ребёнку нужно образование, не только как процесс получения знаний, но и не менее важной социализации. И семья призвана всячески поддерживать и помогать детям на нелёгком пути обучения в школе.

Перед тем, как перейти к советам психолога, хочется рассказать об особенностях учебного процесса у детей в приёмных семьях. Все родители сталкиваются со сложностями, когда их дети идут в школу, но у приёмных есть дополнительные факторы, которые приходится учитывать. Как отмечают в фонде “Найди семью”, приёмным родителям, скорее всего, не справиться с налаживанием учебного процесса детей-сирот самостоятельно, без подключения ряда узких специалистов.

Как помогают приёмным семьям в обучении детей и что может сделать любой родитель, чтобы облегчить жизнь ребёнка, далее в нашем материале.

Почему приёмным детям тяжело учиться

Дети с опытом проживания в доме ребёнка, детском доме или длительного нахождения в больнице имеют отставание в развитии чаще, чем их сверстники, с рождения живущие в семьях. Это может быть органическое отставание, связанное с заболеванием, но часто причина кроется в отсутствии в жизни сироты значимого взрослого или в педагогической запущенности ребёнка. И когда он попадает в новую семью, встает вопрос о его обучении: часто такому ребёнку не подходит обычная школа или обычный класс, потому что он может не знать/уметь элементарных вещей, не успевать осваивать программу, может чувствовать себя отвергнутым и не понимать, как себя вести. Выходом обычно оказывается облегчённая программа, а также консультации и занятия с дополнительными специалистами: нейропсихологами, дефектологами и т.д.

Подопечные фонда. Источник: соцсети фонда "Найди семью"
Подопечные фонда. Источник: соцсети фонда "Найди семью"

Почти все дети-сироты, вступившие в образовательный процесс, нуждаются в помощи психолога. Во-первых, потому что опять попадают в новый коллектив, а у них уже есть непростой опыт проживания и сосуществования в коллективе детского дома, и, как правило, поход в школу вскрывает старые травмы. Во-вторых, установление рамок, границ и правил, что трудно любому ребёнку, а школьнику, у которого такой опыт связан с травматическими событиями, это трудно вдвойне. В-третьих, такие дети, как говорилось выше, имеют отставание в развитии, а значит, сложность в освоении школьной программы, особенно если нужно сначала наверстать упущенное.

Процесс образования детей, переживших опыт нахождения в детском доме, требует массу дополнительных и больших усилий со стороны ребёнка, родителей и специалистов.

Что может помочь приёмным детям в школе

В фонде с приёмными детьми работают коррекционные специалисты: дефектологи, нейропсихологи, нейропедагоги, которые помогают активизировать работу некоторых участков мозга, развивают память, воображение, мышление, внимание и речь. Они учат говорить целыми предложениями, формулировать свои мысли, дети узнают и запоминают новые слова, фразы. Благодаря таким занятиям дети, которым не уделяли нужного внимания в детском доме или неблагополучной семье, или имеющие отставание в развитии, приобретают навыки, необходимые для обучения в школе.

Помимо этого фонд помогает выстроить образовательный процесс непосредственно и наладить общение со школой. Специалисты по социальной работе и психологи посещают учебные заведения и рассказывают об особенностях детей, обучают, как с ними взаимодействовать, чтобы новый ученик безболезненно и без буллинга влился в коллектив.

Также приёмным детям помогают группы по развитию социальных компетенций, организованные фондом. Групповая работа позволяет решить проблемы эмоционально-личностного, поведенческого характера, в общении с другими школьниками. На встречах в группе дети развивают социальный интеллект, учатся уважать особенности других людей, не похожих на них, ставить цели, социализироваться и взаимодействовать с людьми в обществе.

Советы родителям школьников

Как обещали в начале, психологи фонда “Найди семью” подготовили рекомендации для всех родителей, в чьей семье есть школьники. Ведь со своими сложностями сталкиваются взрослые и дети вне зависимости от того, родные они друг другу или приёмные. Главное помнить – ответственность за ребёнка всегда на плечах родителей и они в силах облегчить детям непростой процесс обучения.

  1. Следует планировать всё заранее, чтобы учебный режим не стал сюрпризом. Нужно входить в него постепенно. Стоит менять привычки выходного дня на те, которых будут придерживаться в учебное время.
  2. Не стоит планировать много дел на начало сентября – период адаптации требует размеренности. У младших школьников период адаптации может занять 3-4 месяца. Чем старше ребёнок и чем благополучнее отношения в школе и классе, тем этот период короче и легче проходит. Если отношение к школе не носит резко негативного характера, адаптация всё ещё остаётся, но в этом случае речь, скорее, об адаптации организма и психики: ему нужно привыкать к новому режиму, поэтому может быстрее уставать, чаще болеть простудой. Дети, которые поддерживают отношения хотя бы с некоторыми одноклассниками, адаптируются после длительных каникул легче.
  3. Если есть желание добавить в расписание дополнительные кружки/секции, лучше постараться найти те, где можно начать с октября. Не нужно выбирать слишком много занятий – важно не переусердствовать. Чем старше ребенок, тем меньше родитель влияет на выбор секций. Поэтому важно с раннего возраста искать баланс между тем, что интересно ребенку, и что, на взгляд родителя, было бы полезно. И, конечно, нужно учитывать потребности и задачи возраста.
    Родители дают ребенку не только интересное занятие в виде секции/кружка, но тем самым учат делать выбор, прилагать усилия, когда прошел первый интерес и азарт, расставлять приоритеты, отказываясь от каких-то занятий. В этом процессе много индивидуальных моментов. Чем лучше контакт родителей с ребенком, тем легче находить баланс между развитием и потребностями дочери/сына. При этом мамам и папам нужно научиться понимать не только своё чадо, но и хорошо изучить себя, чтобы, например, заметить, что в балет всю жизнь хотела мама, а дочь не обязана его любить.
  4. Следует помнить, что колебания в настроении ребенка – нормальное явление. Нужно поддержать его, позволить плакать, протестовать, злиться, не хотеть никуда идти. Конечно, это актуальнее для младших школьников. Если колебания в настроении затягиваются, стоит поискать причины нежелания идти в школу. Нет ли у ребенка там сложностей, с которыми ему тяжело справиться самостоятельно? И в зависимости от источника трудностей совместно разрабатывать стратегию их преодоления.
  5. Не стоит резко менять привычки, говорить: «Большие мальчики в эти игрушки уже не играют!». Пусть ученик начальных классов оставит себе детсадовские увлечения, если ему так хочется.
  6. Желательно не планировать отпуск в сентябре – детям сложнее вливаться в коллектив, когда одноклассники начали учёбу и успели провести время вместе без них.
    В то же время толерантность к изменениям зависит от возраста и темперамента ребёнка. При этом есть дети, которые легко идут на контакт, легко адаптируются к изменениям в любом возрасте. Если ребёнок именно такой, можно и продлить каникулы. Задавайте всегда себе вопросы:

    - Соответствует ли моё решение задачам возраста и потребностям ребёнка
    - Что думает дочь/сын по поводу моего решения?
    - Под силу ли моему ребёнку последствия моего решения?
  7. Вещи к школе стоит выбирать заранее, вместе и с удовольствием. Рано или поздно вкусы обязательно начнут расходиться, взрослым придётся искать баланс между требованиями социума и желаниями ребенка. В зависимости от ситуации можно применять различные стратегии взаимодействия: сотрудничество, компромисс, подавление, попустительство.
    Стоит учитывать, что для младшего школьника важнее быть как все, чем выделяться. Выделяться – это для подростков. Всему своё время.
  8. Для подростков школьная пора – это ещё и период отношений, дружбы, общения со сверстниками. Важно принять, что учёба в этом возрасте уже не на первом месте. Родитель в этот период может помочь ребёнку найти баланс между получением знаний и увлечениями подростка. В этот момент родителю поможет обозначение границ, за которые ребёнок не может выходить. Например, нельзя прогуливать уроки и сбегать из школы. При формулировании границ стоит исходить из соображений адекватной допустимости. Школа и получение знаний важны, но сохранить отношения с ребёнком значительно важнее.
  9. Нужно научиться делегировать ответственность ребёнку, особенно если он подросток. Это важный навык самостоятельности, который пригодится ему в жизни. Можно подумать, на чём хочется сделать фокус в ближайшее время: чтобы он сам следил за чистотой своей школьной формы, или сам думал про перекус, который соберет в школу, или научился бы самостоятельно ездить на автобусе до школы. В любом случае, планы нужно проговорить с ребёнком, чтобы он был согласен с идеями и понимал, зачем это нужно.
  10. Если в семье первоклассник, можно “подстелить соломку” для себя. Родители знают сильные и слабые стороны своих детей, этим знанием стоит делиться. Если ребёнок гиперактивен, невнимателен, ему трудно сосредоточиться на занятиях, лучше об этом заранее сообщить классному руководителю и непременно озвучить свою готовность к регулярному сотрудничеству.
-2

И ещё важно помнить, что никакая школа, оценки, соревнования, олимпиады, презентации и другие процессы обучения ребенка не должны сделать из родителей и детей врагов! Если появилось ощущение, что не хватает сил и терпения по 120 раз повторять английский алфавит, учить таблицу умножения и решать задачи на “приведение к единице”, следует хоть изредка, а лучше на постоянной основе, делегировать эти полномочия другому человеку – например, репетитору.

Кстати, у фонда “Найди семью” есть полезная рассылка, на которую можно подписаться, чтобы получать советы экспертов о выстраивании отношений с детьми не только в учёбе – например, гайд “как быть в курсе жизни ребёнка, но не проводить с ним все свое время”.

Как можно помогать фонду

Каждый год поддержку организации “Найди семью” получают около 3000 детей по всей России. В фонде есть Школы приемных родителей, они помогают как на этапе принятия решения, чтобы взять ребенка в семью, так и сопровождают детей при адаптации в семье и обществе. Средняя стоимость консультации специалиста – 2500 рублей. Чтобы оплачивать их работу, требуются регулярные финансовые поступления.

Помогать детям можно на сайте фонда пожертвованием на комфортную сумму или подписаться на ежемесячные списания. Можно помочь и на платформе Ozon Забота, приобретя благотворительный сертификат. А можно рассказать про фонд в соцсетях или вживую, предложить коллегам и руководству поучаствовать в корпоративной благотворительности.

Также фонду важна волонтерская помощь: на мероприятиях, работа IT-специалистов, помощь в пиаре акций фонда. Если кто-то готов стать амбассадором благотворительности и рассказывать про фонд своей аудитории, такого письма ждут по адресу arina.bekareva@sirota.ru.